Стали известны подробности о самом дешевом Maserati.
С трезубцем наголо
Как водить Maserati и почему это стоит делать именно сейчас
Семья для итальянцев — понятие святое, поэтому неудивительно, что многие легендарные итальянские бренды начинались (а многие и продолжают существовать) как семейные предприятия. Не исключение и фирма Maserati, основанная более столетия назад четырьмя братьями.
На самом деле братьев было шесть — но шестой, Марио, не особо занимался техническими проблемами — он был художником и скульптором. Впрочем, именно благодаря ему капоты Maserati украшает знаменитый трезубец, позаимствованный им у фонтана Нептуна на болонской Пьяцца Маджоре. Зато Альфьери, Биндо, Карло, Этторе и Эрнесто Мазерати были настоящими энтузиастами карданных валов, запаха бензина и всего прочего, что в начале прошлого века связывалось со все еще экзотическим новшеством под названием «автомобиль». Старший, Карло, успев поработать на FIAT, умер в 1910-м совсем молодым, но остальные четверо в декабре 1914 года основали в Болонье собственную компанию по производству гоночных автомобилей. Вступление Италии в Первую мировую на время приостановило изыскания братьев в области автоспорта; в 1920-е они вошли, разрабатывая автомобили для другого семейного предприятия, Diatto. Но в 1926 году Джульельмо Диатто решил закрыть свой бизнес, и братья продолжили выпуск разработанного для него «Типа 26» уже под собственной маркой.
Скорые на подъем
Гоночные Maserati быстро завоевали славу исключительно быстроходных автомобилей — за рулем на соревнованиях часто сидел Альфьери; в 1926 году он победил в престижной гонке Targa Florio на Сицилии. В 1932-м Альфьери умер в результате осложнений после аварии, в которую он попал четырьмя годами раньше. Оставшиеся братья продолжали совершенствовать гоночные машины, а машины продолжали выигрывать соревнования — но в 1937-м Биндо, Этторе и Эрнесто продали свои доли в компании промышленнику Адольфо Орси, оставшись в фирме как ведущие инженеры. Под руководством семьи Орси (управляющим директором компании был назначен сын Альфредо Омар) фирма переехала в Модену, а заводская команда Maserati одержала еще ряд значимых побед — в частности, в 1940 году на модели 8CTF была выиграна (в первый и последний раз итальянским автомобилем) гонка «500 миль Индианаполиса».
Одновременно марка осторожно пробовала себя в «гражданском» автомобилестроении: Орси хотел представить Муссолини народный автомобиль, на манер разрабатывавшегося Фердинандом Порше «фольксвагена». Дуче, впрочем, не дождался ничего хорошего, а после капитуляции Италии и начала послевоенного экономического бума Maserati конвертировала познания в области спортивных авто в свой первый гранд-турер А6, почти сразу же после выхода в 1947 году ставший синонимом роскоши для знаменитостей новой Европы. Автомобиль в разных кузовах успешно производился до 1956 года, а гоночная одноместная версия A6GCM в 1953 году одержала победу на Гран-при Италии («Формула-2»).
Другим путем
После трагедии в Гуидиццоло в 1957 году, когда во время гонки Mille Miglia в толпу зрителей врезался потерявший управление Ferrari (погибло 12 человек, в том числе пятеро детей), руководство Maserati приняло решение прекратить участие в автосоревнованиях — по крайней мере в качестве заводской команды — и сосредоточиться на производстве люксовых спорткаров. Чем с успехом занимается и по сей день, невзирая на кризисы и периоды финансовой нестабильности.
В том же 1957-м фирма выпустила свою первую серийную машину (А6 еще собирались исключительно под заказ), разработанную специально для дорог общего пользования — Maserati 3500 GT. В 1959 вышла еще одна знаковая для компании модель — 5000 GT, один из самых дорогих и мощных автомобилей своего времени, разработанный по заказу шаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви. Было собрано 34 машины, владельцами которых, помимо персидского монарха, стали глава FIAT Джанни Аньелли, лидер секты исмаилитов Карим Ага-Хан, президент Мексики Адольфо Лопес Матеос и другие сильные мира сего.
Молодые ветра
Выпущенная в 1963-м модель Mistral положила начало традиции именовать спорткары фирмы названиями ветров. Однако денежные дела компании шли ни шатко ни валко, и в 1968-м семья Орси продала свою долю французскому гиганту Citroën. Фирма разработала двигатель для флагманской модели французов, четырехместного переднеприводного купе SM, а сама успешно использовала «ситроеновский» опыт в области автогидравлики. В 1975 году нефтяной кризис принудил новых хозяев объявить о закрытии компании. В дело вмешались итальянские власти и мэрия Модены, желавшие сохранить рабочие места, и фирма была спасена: контрольный пакет в 88,75 процентов приобрела госкорпорация GEPI, а оставшиеся акции отошли возглавившему компанию аргентинскому бизнесмену и бывшему гонщику Алехандро де Томазо. Под руководством де Томазо была создана одна из самых успешных моделей в истории бренда, Biturbo (выпущено более 40 тысяч экземпляров). В конце 1980-х де Томазо выкупил контрольный пакет и вступил в альянс с FIAT; с 1993 года главный итальянский автопроизводитель — единственный собственник Maserati.
В XXI веке фирма вернула утраченные позиции на рынке люксовых авто: последние два года уровень продаж уверенно превышает 30 тысяч машин в год (для сравнения: в 1998 году дилерам по всему миру было поставлено всего 518 Maserati), а с этого года к портфолио бренда добавился еще и внедорожник Levante.
Автошкола жизни
Как управлять Maserati, чтобы получать еще больше удовольствия от вождения
У машин Maserati — будь то солидный Quattroporte, резвый Ghibli, дерзкий GranTurismo или пижонский GranCabrio — есть интересная особенность. Они могут не только ехать, но и взлетать. На прямой после отметки 180 км/ч авто словно воспаряет над измученным скоростями и тормозами треком. На повороте грохается на землю, взвизгивает, недовольно рычит и несется дальше. К очередной взлетной полосе. Если бы не результаты телеметрии, судя по которым мало кто в принципе умеет водить машину, — сплошное ощущение эйфории и гордости. Простые, но важные советы от тренеров курсов вождения Master Maserati.
Держать руль двумя руками
Эта очевидная необходимость на практике часто становится невероятной. Либо одна рука тянется куда-то не туда, либо обе лежат так, что при повороте приходится делать семь движений вместо одного. Руль у Maserati огромный, есть за что ухватиться. И не отпускать!
Тормозить резко и уверенно
Понятие «ударить по тормозам» при быстрой езде превращается из фигуры речи в единственный возможный вариант снизить скорость. При вхождении в поворот на треке и во время экстренного торможения где бы то ни было, надо лупить по педали со всей силы, а не легонько поддавливать ее каблучком. Так больше шансов, что все останутся целы.
Смотреть туда, где необходимо оказаться
Обычный водитель использует стекла автомобиля, как и собственный мозг, лишь на пять процентов. А ведь если не только таращиться в лобовое, но и поглядывать в боковые — машина будет вести себя понятнее, устойчивее и стабильнее. Направьте взгляд вбок на выход из поворота, и вы пройдете его гладко. Посмотрите на бетонный забор впереди, и шансы проверить его на прочность вашим автомобилем увеличатся.
Тест-драйв MaseratiLevante Diesel 3.0
Внутри помидора. Тест-драйв Maserati Levante
Что думают о Maserati Levante жители лесотундры, и получилось ли у итальянцев пнуть Porsche Cayenne?
Maserati — очень яркая и, я бы сказал, сочная марка. В ней и звуки карнавала, и вкус апельсина. Палящее солнце и живописные горы. Фестивали в Сан-Ремо, милые пирушки на южном берегу Франции, платановые рощи, сицилийская мафия, жиголо в ярком пиджаке с ароматной сигарой… Это расслабляет. И если бы я отдыхал сейчас в Римини, то плевал бы абсолютно на всё, кроме формы и цвета своих солнцезащитных очков…
НЕМЦЫ И ЛЕСОТУНДРА
У нас, как вы понимаете, всё по-другому. От Москвы до лесотундры рукой подать, и, хотя за баррель дают уже больше 70 долларов, с прискорбием приходится признать, что Берлускони в мировую политику, увы, не вернуть. Поэтому я всегда немного напряжён. Скверный характер, доставшийся жителям средней полосы от мордовских викингов и византийских казаков, не даёт мне покоя. Впрочем, в этот раз у меня есть реальный повод для возмущения. Только что я захлопнул дверь итальянского люкса и чуть не упал в обморок от пустого и довольно грубого звука. Уверен, вы поймёте чувства великоросса, воспитанного на немецком премиуме. Конечно, на Апеннинах этого бы никто не заметил. Им некогда прислушиваться к пустозвонству дверей, ведь вокруг такая красота. А у нас вместо гор и моря — Maserati, поэтому и претензий к люксу максимум. Хотя, признаемся, часть работы всё-таки сделали баррель по 120 и немцы, удачно вписавшиеся в этот бурлящий праздник углеводородов. Большая немецкая тройка навеки испортила наш вкус, превратив в прожжённых перфекционистов. Всё, что уступает по качеству продукции из Штутгарта, Мюнхена и Ингольштадта, вызывает у нас презрительную ухмылку. Ну и как с этим жить?
ТИШЕ! ИДЁТ СЛУЖБА
Вы спросите, неужели в действительности можно так долго и бурно возмущаться звуком захлопывающейся двери? Ну во‑первых, он действительно отвратительный. Те же немцы никогда такого себе не позволяли. Германская дверь захлопывается так, словно автомобиль стоит не на городской улице, а на рождественской службе в протестантской кирхе. Играет орган, хор поёт «Аве Мария», и в эту божественную гармонию идеально и естественно вписывается мягкий щелчок замка, не изуродованный грохотом отделки. Уверен, именно в такой атмосфере они всё и испытывают. В Италии же у конструкторов совсем другие цели. Они проверяют дверь на чувственность и эмоциональность. Если она тихая, то вряд ли принесёт счастье своему владельцу, или, хуже того, не дай бог что-то на него затаила. Кто их знает, этих макаронников, они ведь и разговаривают довольно громко. Глобализация, как бы её не превозносили, так и не смогла справиться с национальными особенностями. Это факт!
ADIDAS И «БЫЧЬЕ СЕРДЦЕ»
В салоне Maserati Levante царит Zegna. Отделка выполнена по его лекалам и частично из костюмного шёлка. То есть натурально взяли и облепили двери остатками сюртуков известного итальянского модельера. Честно говоря, их не хочется даже щупать, не то что носить. Ткань оказалась тактильно жёсткой, неприятной и по ощущениям искусственной. По мне, так лучше бы отделать интерьер костюмами Adidas — было бы и роднее, и значительно приятнее на ощупь. Но если с исполнением в стиле Zegna ещё можно как-то смириться, то цвет кожи по-настоящему ошеломляет. Больше всего он напоминает внутренности итальянских помидоров сорта «Бычье сердце». Они, безусловно, вкусны и красивы, цвет насыщенный, кожура тонкая и легко отделяется от мякоти. Внутренность плода мясистая, прожилки практически отсутствуют, а вес отдельных томатов достигает 600–800 грамм. Но я с трудом представляю себе человека, у которого дома есть хотя бы один предмет мебели подобного оттенка. К примеру, диван или журнальный столик. Такой дизайн придётся по душе разве что агроному. Впрочем, учитывая нынешние зарплаты аграриев, они, скорее всего, и станут основными покупателями Levante. Ведь зерно сегодня едва ли не круче газа.
СКОРОСТЬ НЕ ВИДНА
Ну хорошо, хватит придираться! Есть ли у нас какие-то более серьёзные претензии? Ещё бы! Вы можете себе представить современный люксовый внедорожник без проекционного дисплея? А в Maserati Levante его нет. По-вашему, это ерунда? Протестировав за последние несколько лет десятки премиальных моделей, я напрочь отвык смотреть на спидометр и автоматически ищу проекцию скорости на лобовом стекле. Надо думать, у владельцев люкса давно сформировалась такая же привычка. Лично я в этом не сомневаюсь. Тем более что большинство современных спидометров, так же как и большинство старых, перекрываются ободом руля, и вам приходится выбирать — либо хороший обзор показаний скорости, либо удобное положение баранки.
МЫ НЕ В РЯЗАНИ
Впрочем, вы правы, всё это ерунда — опции, отделка… Главное — породистое шасси. Но и здесь всё довольно печально. Первое впечатление, которое возникает за рулём — автомобиль тяжёлый, тряский и беспокойный. Допустим, массивность ему ещё можно простить, в конце концов, полноразмерный премиум. Но почему он так неинтеллигентно проходит неровности? Любая яма или трещина в асфальте вызывают шумовые каскады и в подвеске, и в отделке. Да и сам характер кроссовера довольно дёрганый. Такое чувство, что тебя постоянно кидает в разные стороны, к тому же в каком-то нелогичном ритме. Понятное дело, что подвеску старались сделать как можно более спортивной, и это в целом получилось. Не так давно я сделал несколько кругов на Maserati Levante по рязанскому автодрому, и дорогу на высоких скоростях он держал идеально. Но ведь это автомобиль для повседневных поездок, и его беспокойные реакции реально раздражают.
ХОТИТЕ ЕЩЁ И ПАЛЬНУТЬ?
Хотя мало ли на свете людей, привыкших ко всяческим неудобствам и просто не замечающих описанные выше неприятности? Им итальянец должен понравиться. Ведь на рынке не так уж много оригинальных по стилю моделей. Тем более у Levante есть пневмоподвеска, а значит, он не только способен с визгом закладывать виражи, но и вполне может пробраться по средней тяжести бездорожью. Это ли не идеал? Возможно. Но я отношусь к подобным химерам скептически. Представьте, что вы улеглись в спа-зоне недалеко от бассейна с манговым шейком в руке, и тут к вам подходит кто-то из персонала с гранатометом на тележке и предлагает: «Если хотите, можно ещё и пострелять». Не думаю, что желающих будет много.
ПОМИДОР ИЛИ ТЫКВА?
Как известно, для гоночных трасс нет ничего лучше, чем лёгкая трубчатая конструкция с задним приводом, и никакой Maserati не сравнится на треке с относительно дешёвым Lotus Elise. То есть по времени он может его и обойдёт, но оргазм в любом случае будет менее ярким. Для офф-роуда идеален короткий внедорожник с полным приводом, специально рассчитанный на жёсткую эксплуатацию, а для расслабленного променада по загородным резиденциям — мягкий комфортный седан. Соединив все эти достоинства в одном Maserati Levante, мы многое теряем. Сидеть как внутри помидора и трястись как на тыкве мне не очень понравилось. Надо признать, немцы со своим Porsche Cayenne достигли в этом направлении куда больших успехов…
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИCТИКИ MASERATI LEVANTE
Длина/ширина/высота: 5 003/2 158/1 679 мм
Разгон до 100 км/ч: 6,9 сек
Максимальная скорость: 230 км/ч
Цена, от: 5 490 000 ₽
Дорожный просвет: от 162 до 247 мм, в норме — 207 мм
Колёсная база: 3 004 мм
Колея пер./задн.: 1 624/1 676 мм
Объём багажника: 580 л
Снаряжённая масса: 2 205 кг
Тип привода: Электронно подключаемый
Тип двигателя: дизель V6 турбо
Объём двигателя: 2 987 см3
Мощность: 275@4 000 л. с.@об/мин
Крут. момент: 600@2 000–2 600 Нм@об/мин
Передняя подвеска: Независимая
Задняя подвеска: Независимая
Тормоза, пер./задн.: Дисковые/дисковые
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ
Maserati Levante имеет стальной несущий кузов и построен на одинаковой с моделями Quattroporte и Chrysler 300C платформе LX, в основе которой шасси Mercedes-Benz W210. Подвески — независимые рычажные с пневмоэлементами. Двигатель — дизельный, расположен продольно. Автоматическая коробка — восьмиступенчатая. Привод — постоянный на задние колёса, передние подключаются при помощи многодисковой муфты Magna. Механический дифференциал повышенного трения (LSD) на задней оси блокируется максимум на 35%. Мультимедиа поддерживает Apple CarPlay и Android Auto. Владельцы iPhone также могут использовать возможности персонального помощника SIRI.
Текст: Дмитрий Леонтьев
Фотографии: Алексей Зайцев
История марки Maserati
Полное название: | Maserati S.p.A. |
Другие названия: | Maserati |
Существование: | с 1914 года – по наши дни |
Расположение: | ![]() |
Основатели: | Альфиери Мазерати |
Продукция: | элитные легковые автомобили |
Модельный ряд: |
Maserati является известнейшим производителем роскошных спорткаров из Италии. Этот автомобильный бренд уже давно стал нарицательным именем для дорогих эксклюзивных автомобилей, принадлежащих состоятельным людям. Многие приобретают эти машины исключительно из-за логотипа, расположенного на их капоте, ценя тем самым легендарную в автомире торговую марку.
Своё название данный автопроизводитель получил по фамилии своих основателей – шестерых братьев Maserati. Жили они на рубеже 19-20 веков в городе Болнья и носили следующие имена: Alfieri, Bindo, Mario, Ernesto, Ettore, and Carlo. Все братья страстно любили технику и в той или иной меры были связаны с процессом разработки и производства автомашин. Исключение из них составлял лишь Mario, который был художником и оставил свой след в истории семейного бизнеса тем, что создал его логотип – знаменитое изображение трезубца.
Согласно официальной версии, распространяемой представителями компании, автор позаимствовал этот трезубец у статуи Нептуна, установленной на одной из городских площадей Болоньи. По неофициальному же предположению изображение символизирует имена тех братьев, которые непосредственно участвовали в создании компании: Alfieri, Ettore и Ernesto. Эта теория, в прочем, никакого исторического обоснования под собой не имеет.
Все братья внесли весьма значительный вклад в развитие итальянского и международного автомобилестроения, при этом они все работали на разных высоких должностях в различных автомобилестроительных компаниях, некоторые принимали участие в гонках. К большому сожалению один из них – Carlo не дожил до золотого века Maserati. Его скосил туберкулёз в 1910 году.
После его смерти другой представитель семейства создал компанию, которая первоначально занималась производством двигателей для автомобилей. Названа она была Anonima Officine Alfieri Maserati и позже именно из неё вырос существующий и поныне легендарный автопроизводитель.
Официальной датой основания Maserati является 25-е апреля 1926 года. Именно тогда впервые принял участие в гонках Targa Florio первый автомобиль, созданный легендарными братьями. За его рулём сидел Alfieri лично. Машина называлась Tipo 26 и гордо несла изображение трезубца на своём капоте.
Первенец показал отличные результаты на выступлениях, что натолкнуло братьев Maserati на идею создать своё собственное производство спорткаров и гоночных автомобилей. Идея была весьма успешно воплощена в жизнь в последующие года, когда автомобили компании стали массово устанавливать рекорды скорости, побеждать автогонками и в большом количестве завоевывать сердца поклонников.
В 1937 году компания сменила владельцев в связи с тем, что её выкупила семья Orsi. Новый владелец перенёс штаб-квартиру фирмы в Модену. Сами же Maserati стали просто наёмными работниками в своей бывшей компании. Здесь они проработали до конца 1948 года в должностях главных инженеров. По окончании своего контракта они создали своё производство. Компания называлась O.S.C.A., однако производимые ею гоночные автомобили никаких особых успехов не достигли и популярностью у публики не пользовались.
В то время машины Maserati стали единственными, которые сумели бросить вызов царящим тогда на гоночных трассах автомобилям Mersedes. Немецкий автопроизводитель тогда весьма щедро спонсировался нацистами и иногда прерывать их гегемонию в автоспорте удавалось лишь только болидам легендарных итальянцев.
Во время Второй мировой войны компания, как и многие автопроизводители в это время, перешла на выпуск продукции военного назначения. Так ею выпускались двигатели для военной техники и запасные части к ним. По окончанию боевых действий Maserati опять захватили пальму первенства на спортивных трассах.
В 1968 году фирма второй раз сменила владельца. Им стал знаменитый французский автомобилестроительный концерн Citroën, которые оставили представителей прежних владельцев в составе правления. Сам бренд Maserati так же заброшен не был и под ним в течении 70-х было выпущено немало известных и удачных моделей, пользовавшихся огромной популярностью.
Плавное и поступательное развитие итальянской компании было прервано в 1973 году разразившемся в мире нефтяным кризисом, от которого пострадали больше всего фирмы, производящие прожорливые спорткары. Данная ситуация привела к тому, что в 1975 году Maserati стала банкротом. Руководство Citroën, который в то время уже стал составной частью концерна PSA Peugeot Citroën, решило не проводить процедуру санации своего подразделения, и полностью ликвидировала его. Однако легендарный бренд был спасён благодаря совместному давлению на французский концерн итальянского государства и профсоюзов.
В 1975 году терпящую бедствие компанию приобрёл знаменитый гонщик из Аргентины Alejandro de Tomaso, основавший позже свой бренд компании De Tomaso Modena SpA. Под его руководство фирма продолжила выпуск спорткаров, которые из неповоротливых роскошных монстров, пожиравших десятки литров топлива, стали быстрыми и экономичными машинами, которые стали способны развивать самые высокие скорости. Особенно в этот период прославилась семейство спорткаров Biturbo, которое выпускалось вплоть до окончания двадцатого века. Не смотря на то что реформа нового владельца оздоровила финансовую обстановку в компании, не все её поклонники приняли новый образ Maserati.
В 1993 году фирме пришлось опять сменить владельца. В этот раз её купил итальянский Fiat. Именно он вложил в известный бренд огромные суммы, положив начало его возрождению. При этом в 1997 году половина акций компании новый владелец продал давнему конкуренту Maserati — Ferrari, которая через два года полностью ей завладела, чуть не доведя её при этом до банкротства.
В 2005 году сменяется очередной владелец и им становиться Alfa Romeo, входящая в состав FIAT Group. Под его руководством финансовое положение легендарного бренда улучшается и сейчас компания даёт хоть и небольшую, но устойчивую прибыль.