Доброго дня всем добрым людям. Сегодня в статье мы подробно осветим современные системы безопасности автомобиля. Вопрос актуальный для всех без исключения водителей и пассажиров.
Современные системы активной безопасности автомобиля
Современные производители автомобилей уделяют много внимания системам активной и пассивной безопасности. Постоянно работают над их совершенствованием и надёжностью.
Что входит в понятие безопасности транспортного средства?
Каждый отдельный автомобиль при условии его исправности вносит свою лепту в безопасность дорожного движения.
Разработчики транспортных средства предусмотрели множество нюансов, которые призваны обеспечить безопасность водителей и пассажиров машин. Все эти нюансы делятся на две большие категории: активную и пассивную.
Активная безопасность транспортного средства
Люди в машине не попадут в опасную для жизни ситуацию, если автомобиль благодаря эксплуатационным свойствам сможет избежать ДТП. Для снижения риска дорожно-транспортных происшествий в автомобилях предусмотрены такие конструкционные особенности:
АБС тормозов. При резком торможении антиблокировочная система позволяет сохранить управляемость автомобилем. При этом АБС сокращает тормозной путь и позволяет изменить траекторию движения машины во время торможения, чтобы маневр позволил избежать столкновения. Современная антиблокировочная система позволяет также избежать пробуксовки и имеет электронного контроля устойчивости машины. Задействование АБС позволяет водителю воспользоваться помощью электронного устройства при экстренном торможении. АБС зарекомендовала себя настолько хорошо, что ее начали устанавливать на мотоциклы, автоприцепы, шасси самолетов.
Антипробуксовочная система, позволяющая контролировать сцепление колес ведущей пары с дорожным покрытием. АПС незаменима на скользкой дороге (например, грунтовке после дождя).
Система электронного контроля устойчивости, которая призвана в момент выполнения маневра предотвратить занос машины. Для этого система принимает на себя контроль за одним или нескольким колесами. ЭКУ в экстремальных ситуациях показала себя как наиболее эффективный способ предотвращения ДТП.
Система распределения тормозных усилий – разновидность АБС, которая может быть задействована не только в случае экстренного торможения но и обычном движении транспортного средства. Эта конструкционная особенность при передаче тормозных усилий к колесам регулирует степень фиксации колеса настолько, чтобы машина сохраняла управляемость и устойчивость. Особенно важно это на дорогах со скользким покрытием, где сцепление с поверхностью дороги у каждого колеса отличается. При применении этой системы снижается риск изменения траектории и заносов.
Электронная блокировка дифференциала. При передаче крутящего момента к колесам используется спецальная система – дифференциал. Блокировка дифференциала позволяет избежать ситуации, когда то колесо, у которого плотное сцепление с поверхностью, не способно направлять машину, так как у него недостаточно силы, а колесо, которое пробуксовывает или вращается в воздухе, крутится бесцельно. При задействовании блокировки обе полуоси получают одинаковый импульс крутящего момента.
Парктроник – оборудование, которое благодаря ультразвуковым датчикам измеряет расстояние к ближайшему препятствию. Если препятствие находится в опасной близости, парктроник предупреждает водителя при помощи звукового сигнала или выводит информацию на дисплей.
Круиз-контроль – оборудование, которое позволяет поддерживать относительно стабильную скорость при передвижении.
Системы помощи при спуске и подъеме.
Ручной тормоз применяется для фиксации автомобиля на склоне или стоянке.
Пассивные средства безопасности – способ снизить последствия для пассажира и водителя, если ДТП все-таки произошло. Для этого в конструкции автомобиля предусмотрены такие элементы:
Ремни безопасности (на всех авто), подушки безопасности (на современных транспортных средствах).
Подголовники, благодаря которым, если автомобиль сзади ударит другое транспортное средство, снижается риск повреждения шейных позвонков водителя и пассажира.
Бамперы, принимающие на себя первый удар. Во многих случаях автомобиль остается невредимым, приходится после небольшого ДТП просто устанавливать новый бампер.
Мягкие элементы передней панели, которые позволяют минимизировать травмы людей на передних сиденьях.
Складывающаяся рулевая колонка поможет водителю в случае ДТП избежать смертельно опасного повреждения грудной клетки.
Травмобезопасная система педального управления. При ДТП водитель получит минимум травм ног, поскольку педали отделяются.
Безопасные стекла. Пленка триплекс не позволит треснувшему стеклу рассыпаться по салону, а особая формула материала, из которого изготавливают автомобильные стекла, позволяет исключить появление острых осколков в случае, если окно все-таки разбилось вдребезги.
Система перемещения двигателя при ДТП. В современных автомобилях двигатель и другие массивные детали при лобовом столкновении не влетают в салон, а падают под дно машины.
Особое внимание уделяется прочности каркаса автомобиля. Некоторые детали, как мы уже отмечали, сминаются, поглощая силу удара. Но каркас, который защищает людей в транспортном средстве, должен сохранять форму при самых сильных ударах. Именно состояние каркаса исследуют после проведения краш-тестов. Авто, каркас которого не проходил этих испытаний, в масштабное производство не пускают.
Перечисленные особенности конструкции позволяют и водителю, и пассажирам пережить дорожно-транспортное происшествие с минимальными травмами.
Стратегия безопасности и жизни. Как будут спасать на дорогах
Саму стратегию премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил в начале года. МВД России подготовило план её реализации. Среди предложенных мер – снижение числа рекламных щитов вдоль дорог, усиление ответственности для водителей-иностранцев, оптимизация скоростных режимов в населённых пунктах, введение ответственности за нелегальную выдачу медицинских заключений о наличии противопоказаний к управлению транспортными средствами и пр. Результатом должно стать радикальное снижение числа погибших на 100 тыс. населения с 13,4 до 4 – до уровня Испании и Германии.
Все конкретные меры предлагается поделить на блоки. Например, в блок, посвящённый «изменению поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и Правил дорожного движения», вошли изменения, имеющие непосредственное отношение к водителям. Так, граждан хотят наделить возможностью снимать нарушения на мобильное приложение и отсылать видеоматериалы в полицию. Соответствующий законопроект уже разработан, поэтому каждый водитель должен быть готов к тому, что любое его нарушение не останется незамеченным.
Ещё одна идея – установка алкозамков, которые блокируют возможность завести мотор при парах алкоголя от водителя. Пока речь идёт о том, чтобы ими оснастить машины водителей, ранее уже привлекавшихся за пьяное вождение или отказавшихся от освидетельствования на состояние опьянения. Не исключено, что алкозамки поставят и для водителей общественного транспорта. Также планом предлагается использовать системы ЭРА ГЛОНАСС для доказательства нарушений.
Кроме того, предлагается прекратить порочную практику покупки медицинских справок: планируется запуск обмена информацией между МВД и Минздравом о водителях, имеющих противопоказания к вождению, введение штрафов для медкомиссий, незаконно выдающих медицинские справки.
Прежде всего дети
«Сегодня аварийность на дорогах остаётся по-прежнему довольно высокой, хотя мы и наблюдаем в течение последних 10 лет её динамичное снижение, – говорит глава российской Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Михаил Черников. – В 2017 году на дорогах России погибло более 19 тыс. человек. Самое страшное, что в этих ДТП погибают дети. В 2017 году – 721 ребёнок. А это практически целая школа!» Михаил Черников настаивает, что акцент в реализации Стратегии безопасности дорожного движения сделан прежде всего на сохранение жизни детей.
Поэтому отдельным блоком стоят меры, направленные на «повышение защищённости от ДТП и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения». Тут и запуск систем проката автокресел (в том числе безвозмездного, что важно для многодетных и малоимущих семей), и даже законодательная возможность купить хорошее сертифицированное кресло за счёт материнского капитала.
Есть в планах реализации Стратегии и идея обязательного оснащения детской одежды, ранцев, сумок, портфелей школьников световозвращателями. Ещё один немаловажный момент – усиление требований к водителям школьных автобусов. В прошлом году Госавтоинспекция зафиксировала 40 аварий с ними, в которых, по счастью, ни один школьник не погиб, чего нельзя сказать о перевозках детей в салонах автомобилей.
Опасная встречка
Основными причинами ДТП, повлёкшими гибель детей-пассажиров, на загородных дорогах являются несоблюдение скоростного режима и выезд на полосу встречного движения, в черте городов и населённых пунктов – несоблюдение правил проезда перекрёстков. «Обгон является самым опасным маневром на дороге, при осуществлении которого водителю необходимо учитывать много факторов. Две трети погибших на встречной полосе осуществляли обгон в разрешённом месте. Для ребёнка совокупность скоростей при такой аварии практически не оставляет шанса на выживание. Я считаю, что нет такого повода для спешки с ребёнком, что позволяет взрослому принять решение о выезде на полосу встречного движения и подвергнуть ребёнка смертельной опасности», – говорит зам. главы общественного совета Минтранса, президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.
У Госавтоинспекции есть предложения, как остановить любителей встречки, проверенные на практике. «Для начала необходимо просто ограничить выезд водителей на встречную полосу. Сделать это можно, лишь разделив транспортные потоки, – уверяет начальник Госавтоинспекции МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников. – Мы на практике поняли, что если поставить любые ограждения, даже самые недорогие, то количество аварий, связанных с выездом на встречную полосу, сократится в разы. При простой разметке всё равно находятся те, кто готов рискнуть и выехать, чтобы обогнать или развернуться. Подобные искушения нужно пресекать. В местах, где потоки уже разделены, смертность сократилась на 90%!»
В плане по реализации Стратегии есть задача – наведения порядка и на самих дорогах: приведение в нормативное состояние нерегулируемых пешеходных переходов, обустройство велосипедных дорожек, минимизация размещения рекламы вдоль дорог, ускорение подключения светофоров и освещения к электросетям и пр.
«Мы понимаем, что реализовать всё намеченное будет не- просто. Нулевая смертность к 2030 году – это амбициозная цель, к которой Россия будет всеми силами стремиться. К сожалению, такого уровня пока ещё не достигла ни одна страна в мире», – подчеркнул Михаил Черников.