Svarkin-spb.ru

Система защиты от опрокидывания автомобиля

Стандарты ROPS/FOPS. Что это такое и как обезопасить оператора специальной техники?

Большинство производителей спецтехники с мировым именем, заботящихся об авторитетности своего бренда, в первую очередь заботятся вопросами безопасности своих Клиентов. За время эволюции в стандартах производства специальной техники, которая, как правило, почти всегда работает в сложных условиях (неоднородность грунтов, угроза падения груза сверху и т. д.). были выработаны ставшие необходимыми стандарты пассивной безопасности для специальной техники (ROPS-FOPS).

Итак, давайте подробно разберем — что же такое стандарты ROPS и FOPS?

ROPS (англ. — Roll-over protective structures или Защита от опрокидывания) — рама безопасности, предназначенная для защиты оператора и предотвращения машины от опрокидывания.
FOPS (англ. — Falling-object protective structures или Структурная защита от падающих объектов) — защитный навес, установленный на раму кабины оператора. FOPS , предназначен для защиты оператора от возможного падения грузов сверху.

FOPS — защитный каркас оператора

Производство кабин оператора спецтехники с использованием конструктивных элементов безопасности, отвечающих стандартам ROPS и FOPS на сегодняшний день является обязательным условием для сертификации спецтехники на допуск к работе в карьерах и открытой горной работе в условиях сложных и неоднородных грунтов.

Слева на фотографии приведен схематический пример кабины, изготовленной с учетом стандартов безопасности. Водитель защищен от падения грузов сверху. Также в большинстве случаев используется металлическая решетка. защищающая от ударов подвесным грузом с боков. Иногда FOPS поставляется как съемный каркас.

В случае, если техника, производящая карьерные и горные работы не оборудована конструктивными защитными каркасами и сертификация на соответствие нормам не была пройдена — по закону, уполномоченная организация (в данном случае это Ростехнадзор) вправе приостановить деятельность карьерных работ до устранения несоответствия спецтехники нормам пассивной безопасности, с наложением штрафных санкций на ответственных лиц компании, в которой было выявлено нарушение. Или вовсе наложить запрет на дальнейшую разработку карьера.

Руководителям предприятий, приобретающим бульдозеры, экскаваторы и автогрейдеры, которые планируется использовать для горных или карьерных работ — с самого начала следует озаботиться наличием необходимых конструктивных элементов стандартов ROPS и FOPS, на технике, которую планируется приобрести.

При отсутствии защитных рам стандарта ROPS
при переворачивании трактора была бы
реальная угроза жизни водителя

Большая часть Европейских производителей спецтехники свою продукцию оснащают в соответствии со всеми мировыми требованиями к безопасности. С другой стороны китайские производители зачастую экономят на оснащении кабин усиленными каркасами и защитами техники от опрокидывания. Цена модели снижается, но риск получить травмы или вовсе потерями машиниста — растет. На безопасности экономить нельзя.

Ниже представлена фотография, сделанная с места аварии обычного фермерского трактора. Судя по повреждениям, можно представить что случилось с оператором. Вес же карьерных бульдозеров куда больше веса обычного трактора и вероятность получить увечья, не совместимые с жизнью при переворачивании ТС выше.

Стандарт распространяется на машины (согласно ГОСТ Р ИСО 6165) которые управляются оператором из положения сидя. К ним относятся в частном случае:

  • бульдозеры, гусеничные экскаваторы и погрузчики;
  • автогрейдеры;
  • колесные погрузчики, колесные тракторы и их модификации, используемые для перемещения или уплотнения грунта, бульдозеры (бульдозерное оборудование колесных тракторов), погрузчики с бортовым поворотом колес, экскаваторы-погрузчики;
  • колесные промышленные тракторы;
  • одноосные тягачи самоходных скреперов, цистерны для воды, землевозы с шарнирно-сочлененной рамой и с жесткой рамой; землевозы с донной, боковой и с задней разгрузкой, а также буксируемое оборудование с пятым колесом;
  • катки, асфальтоукладчики и другие уплотняющие машины.
Читать еще:  Где приобрести б/у корейский автомобиль?

Что такое пассивная безопасность? (в контексте использования спецтехники)

Пассивная безопасность — совокупность конструктивных и эксплуатационных особенностей спецтехники, направленных на упреждение или снижение тяжести дорожно-транспортного происшествия, повреждения специального средства вследствие опрокидывания или падения на него предметов.

Пассивная Безопасность достигается использованием:

  • ремней безопасности;
  • сминаемых элементов передней панели или производством их из мягких материалов;
  • складывающейся в случае аварии рулевой колонки;
  • травмобезопасного педального узла;
  • нережущих стекол (использованием закалённого стекла, при разрушении фрагментирующегося на множество безопасных осколков);
  • дуг безопасности и усиленных передние крышевых стоек;
  • поперечных брусьев в дверях ТС;
  • защитными каркасами, обеспечивающими увод двигателя и его элементов при лобовом столкновении под днище ТС.

Шилды ROPS/FOPS. Требования. Места расположения. Информация.

Табличка должна быть постоянно закреплена на конструкции FOPS/ROPS. Табличка должна быть расположена так, чтобы ее можно было легко прочитать, и быть защищена от воздействия неблагоприятных климатических факторов. В некоторых случаях табличку ROPS/FOPS покрывают защитным слоем специального бесцветного лака. Справа приведен пример внешнего вида шилда ROPS и располагающейся на нем информации.

Табличка должна содержать следующую информацию:

  • наименование предприятия-изготовителя каркаса безопасности
  • идентификационный номер (если таковой имеется);
  • марку спецтехники, модели или серийный номер изделия, для которых предназначен данный каркас безопасности (в некоторых случаях используются съемные каркасы);
  • максимально допустимую массу техники, при которой конструкция ROPS соответствует техническим требованиям настоящего стандарта;
  • серийный номер настоящего стандарта;

Устойчивость автомобиля. Опрокидывание и его причины

Устойчивость – это совокупность свойств, определяющих критические параметры по устойчивости движения и положения автомобильного транспортного средства (АТС) или его звеньев.

Признаком потери устойчивости является скольжение АТС или его опрокидывание. В зависимости от направления скольжения или опрокидывания АТС различают поперечную и продольную устойчивость.

Во время движения автомобиль имеет инерцию, а в момент начала поворота, помимо центробежной силы возникает дополнительная поперечная сила (составляющая сила инерции), направленная в том же направлении, что и центробежная сила. При очень большой скорости движения и резком повороте (поперечная составляющая сила инерции и центробежная) суммарная сила может привести даже к опрокидыванию автомобиля.

Поперечная сила С стремится нарушить устойчивость автомобиля, а сила G стремится удержать его в устойчивом положении. Колеса образуют крайние опоры автомобиля, а центр тяжести (ЦТ) расположен на равном удалении от правого и левого колес и на определенной высоте hn от поверхности дороги. Чем выше центр тяжести и уже колея автомобиля, тем больше он подвержен опасности опрокидывания.

Рис. Схема сил влияющих на поперечную устойчивость автомобиля

Опрокидывание автомобиля

Опрокидывание автомобиля может произойти как в продольной, так и в поперечной плоскости.

Опрокидывание в продольной плоскости относительно задней оси происходит в момент, когда сила давления передних колес на дорогу уменьшается до нуля. Практически до начала опрокидывания наступает буксование колес на подъеме, автомобиль сползает назад вследствие недостаточного сцепления колес с дорогой.

Читать еще:  Управление полноприводным автомобилем на льду

Возможно переворачивание автомобиля вперед при резком торможении на крутом спуске, если автомобиль имеет короткую базу и высоко расположенный центр тяжести. В данном примере возникшая сила инерции складываясь с горизонтальной составляющей силы веса, дает результирующую силу, которая выходит за пределы опорной площади передней оси автомобиля. Известны случаи опрокидывания автомобиля назад, когда при движении задним ходом автомобиль съезжает в овраг, реку и т. п.

Рис. Продольное опрокидывание автомобиля на спуске во время торможения

При движении автомобиля по дороге, имеющей поперечный уклон, возникает боковая сила, равная поперечной составляющей от веса автомобиля. Эта сила может вызвать опрокидывание автомобиля или его скольжение вбок. Устойчивость автомобиля к опрокидыванию в этом случае зависит от колеи автомобиля высоты расположения центра тяжести и угла поперечного наклона дороги.

Рис. Схема сил, действующих на автомобиль при движении на дороге, имеющей поперечный уклон

Чем выше расположен груз, тем больше высота расположения центра тяжести, следовательно, тем вероятнее опрокидывание грузового автомобиля. Чем шире колея автомобиля, тем более устойчив автомобиль как при движении на повороте, так и при движении по дороге, имеющей поперечный уклон.

Опрокидывание автомобиля в поперечной плоскости, т.е. вбок, может произойти под действием центробежной силы на повороте, при резком повороте рулевого колеса на большой скорости, сильном боковом наклоне и вследствие неправильного закрепления груза в кузове.

Неправильная укладка груза в кузове может значительно изменить положение центра тяжести, сместив его как вбок, так и вверх. Характерным примером может служить цистерна, не заполненная целиком жидким грузом. Под влиянием центробежной силы жидкий груз смещается к одной стороне цистерны, центр тяжести смещается вверх и в сторону, а сила тяжести, удерживающая автомобиль от опрокидывания, действует уже не по оси автомобиля а смещается в сторону перемещения центра тяжести.

Рис. Смещение центра тяжести жидкого груза под действием центробежной силы

Причины опрокидывания автомобиля

  • при высокой скорости движения на крутых поворотах, на неблагоустроен­ных дорогах, где поперечный уклон направлен в сторону, противоположную повороту
  • вследствие резкого прекращения бокового заноса при толчке заднего колеса о камень или другое препятствие
  • при резком повороте рулевого колеса на большой скорости
  • при неравномерном расположении груза в кузове автомобиля или его перемещении на повороте

Чтобы избежать опрокидывания, нужно на опасных участках дороги снизить скорость, плавно повернуть рулевое колесо, плавно тормозить, равномерно разместить и хорошо закрепить груз в кузове автомобиля.

Переключатели – Инструкция по эксплуатации SsangYong Actyon Sport Q

Страница 98

Если контрольная лампа системы ESP загорается после запуска

двигателя, значит, одна из подсистем ESP неисправна. Обязательно

проверьте автомобиль в ближайшем салоне дилера Ssangyong или

в авторизованном сервисном центре Ssangyong.

Система ESP не активируется при движении задним ходом.

Система ESP активируется при нарушении курсовой устойчивости

автомобиля, чтобы восстановить нормальный режим движения.

Если контрольная лампа системы ESP начинает мигать, уменьшите

Читать еще:  Стоит ли останавливать свой выбор на китайской мототехнике?

скорость и уделите повышенное внимание дороге.

Система ESP является лишь вспомогательной системой автомо-

биля. Когда параметры заноса выходят за пределы регулируемого

системой диапазона, автомобиль становится неуправляемым.

Не следует полагаться только на систему. Соблюдайте правила

При срабатывании системы ESP может ощущаться вибрация

на педали тормоза и слышен повышенный шум в моторном отсеке.

Они обусловлены изменением давления в гидроприводе соответ-

Не начинайте движение сразу же после запуска двигателя. Системе

ESP нужно приблизительно две секунды для выполнения операций

самодиагностики. Если процедура самодиагностики будет не завер-

шена, то система ESP не будет активироваться даже в случае

нарушения курсовой устойчивости автомобиля.

Не нажимайте выключатель «ESP OFF», когда система ESP акти-

вирована. Отключение системы ESP при движении на скользкой

дороге может привести к серьезной аварии. Для отключения

системы ESP нажмите выключатель «ESP OFF» при движении

по прямому ровному участку дороги.

Признаки работы системы ESP

В определенных ситуациях, когда система ESP начинает функ-

ционировать (контрольная лампа системы мигает и звучит преду-

преждающий сигнал), например, при прохождении крутых поворо-

тов, водитель может чувствовать, что под управлением системы

ESP к различным колесам подается различное тормозное усилие,

и колеса подтормаживаются с разной интенсивностью. При этом

может быть слышен повышенный шум, а на педали тормоза чув-

ствоваться вибрация. Они обусловлены изменением давления

в гидроприводе соответствующих систем. Кроме того, мощность

двигателя может уменьшиться, несмотря на то, что педаль аксе-

лератора останется в нажатом положении.

Отключение системы ESP при помощи выключателя

При пробуксовке ведущих колес на заснеженной или обледе-

нелой дороге обороты двигателя могут не увеличиваться даже

при нажатии педали акселератора, поэтому автомобиль может

не преодолеть препятствие. Следует отключить систему ESP,

нажав выключатель «ESP OFF», расположенный на централь-

ной консоли. При нажатии данного выключателя система ESP

будет отключена, и управление автомобилем будет осущест-

вляться независимо от сигналов датчиков этой системы.

Система BAS (система экстренного торможения)

Определенные категории водителей, например, женщины,

пожилые люди или инвалиды не могут нажимать педаль тор-

моза с необходимым усилием. Если система ESP определяет

условия, при которых требуется резкое торможение, она авто-

матически обеспечивает необходимое повышение тормозного

усилия в тормозных механизмах колес.

Система система помощи при трогании на подъеме

Данная система не позволяет автомобилю скатываться при

трогании с места на подъеме или спуске, выполняя функции

стояночного тормоза. Она активируется автоматически при

определении уклона и удерживает автомобиль в неподвижном

положении в течение нескольких секунд после того, как педаль

тормоза будет отпущена, что позволяет водителю вовремя

нажать педаль акселератора.

Система система активной защиты от опрокидывания

Данная система является частью системы ESP. При нарушении

устойчивости автомобиля при движении в экстремальных условиях

система помогает удерживать автомобиль в нормальном положении.

Система активной защиты от опрокидывания оказывает более

значительное влияние на управление двигателем и тормозными

механизмами колес, чем система ESP. При активации данной системы

резкое снижение скорости автомобиля и увеличение тормозного

усилия приведут к тому, что потребуется прикладывать большее

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector