Svarkin-spb.ru

Разные стили вождения и разные автомобили

Ну и чего же от него ожидать: пять психотипов водителей разных марок авто

Наблюдательными водителями и пассажирами давно установлена взаимосвязь между характерами шоферов и их автомобилями. В связи с этим психологи выделили несколько психотипов водителей-обладателей определенных марок авто. Мы решили разобраться в вопросе и описали пять самых разных типов водителей в зависимости от их «коня».

Отечественный автопром

Водителей данных авто можно условно разделить на три группы:

  1. Пожилые люди «старой закалки». Они, вполне возможно, придерживаются выбора марки авто еще с поры своей молодости. Ездят аккуратно, педантично, не спеша.
  2. Молодежь. На этих недорогих, зачастую подержанных авто они нарабатывают себе опыт вождения. Все время кого-то пытаются обогнать и подрезать. «Угробить» машину в конечном итоге входит в их планы.
  3. Водители ведомств и предприятий. Девиз их вождения звучит так: «Не мое — не жалко». Вот они-то как раз и опаснее всех на дороге, даже второй группы. От них можно ожидать сюрпризы во время перестройки, поворота, ускорения, торможения.

Бюджетные «трудяги»

Речь идет о широчашейм спектре авто средней ценовой категории: от Volkswagen и Ford до KIA и свежих Lada. Этих выносливых железных лошадок различного возраста ценят жители провинции и, например, владельцы небольшого бизнеса. На первом месте для таких водителей стоит практичность, а потом уже имидж железного друга. Машина им нужна для того, чтобы много всего возить: стройматериалы, детей, людей, собак, слона. Водители рациональные, грамотно соблюдают правила дорожного движения, только вот ведут себя не всегда культурно: могут запросто выбросить окурок сигареты в окно, не переживая о том, куда он полетит. В третьем ряду они едут не спеша и дорогу никому уступать не собираются. Только поступают они так не из вредности, а в силу своего характера, психотипа.

А вот владельцы современных новеньких «корейцев» и «китайцев» расчетливы, их интересует каждая мелочь, они хотят все знать. На дорогах ведут себя вежливо, по принципу: «Тише едешь — дальше будешь».

Бизнес-класс и около того

Добротные автомобили бизнесс-класса, такие как седаны и кроссоверы Mercedes, чаще всего относятся к семейному транспорту. У водителей можно наблюдать спокойный, уверенный и интеллигентный стиль вождения. Им нравится управлять авто в состоянии расслабленности и покоя. Правда, касается это только свежих авто: на старой модели вполне может ездить лихач или неопытный водитель.

Абсолютно другую картину представляют водители, скажем, новенькой Audi, «нафаршированной» разными новомодными «прибамбасами». Поведение владельцев данных авто характеризует словосочетание: «Король на трассе». Чаще всего «властелинами колец» являются молодчики-раздолбаи, которым деньги на покупку машины дал папа. Поведение их вызывающее, ездят они нагло, «безбашенно», нарушают все существующие правила. Усугубляет ситуацию номерной знак, который содержит запоминающуюся комбинацию цифр: «777» или что-то типа этого.

BMW — чаще всего водители этих иномарок агрессивны. Они непредсказуемы в маневрировании и любят подрезать соседей на трассе, пугать пешеходов, так как уверены в своем превосходстве.

Внедорожники и SUV

Водителями бюджетного внедорожника могут быть и женщины, и мужчины разного возраста и разных профессий. На дорогах обычно ведут себя спокойно. Они управляют автомобилем со знанием дела: хладнокровно, не нарушая правил дорожного движения. В автомобиле имеется все необходимое: от аптечки и до запасного колеса. И это не потому, что так требует ГАИ, а потому, что так надо.

От владельца солидного внедорожника надо держаться подальше — «бодаться» не советуем. Может показаться, что у него занижена самооценка, зато много денег, и дорогой большой машиной он старается такой дисбаланс компенсировать. За рулем чувствует себя предводителем-спецназовцем. Ему нет необходимости кого-то подрезать и обгонять — все сами расступаются на дороге, освобождая путь «королю».

Люксовые авто и спорткары

Французские авто приобретают эстеты и ценители гламура с деньгами, практичность для них играет последнюю роль. Допустима в их вождении и легкомысленность (для творческих натур), и чрезмерная аккуратность.

Владельцы итальянских машин немного схожи в выборе авто с водителями «французов», только они на дорогах самоувереннее. Имеют склонность к соперничеству и конкуренции.

«Немцев» выбирают практичные состоятельные люди, чтобы подчеркнуть свою власть и престиж. Часто авто водят не они сами, а их водители, которые соблюдают все правила, так как «берегут» хозяина.

Японские машины выбирают опытные водители с отточенным стилем вождения. Им доставляет удовольствие штудировать специализированную литературу, общаться на различных автофорумах. На дорогах всегда сравнивают себя с остальными участниками движения по способностям вождения и водительскому уровню.

Читать еще:  Покупка подержанного автомобиля

К сожалению, данный стиль вождения не распространяется на молодежь, управляющую гоночными машинами. Они любят подрезать и превышать скорость на дорогах. Часто у них будто бы отсутствует чувство страха и ответственности, и поэтому они получают удовольствие от сложных и опасных ситуаций, которые нередко сами и создают. Часто бывают агрессивными.

Во всех правилах есть исключения, поэтому главное во время вождения полагаться не на соседа по трассе, а на себя: соблюдать правила, не отвлекаться разговорами и уметь правильно среагировать в различных ситуациях, чтобы избежать ДТП.

Стиль вождения отражает личность

Не секрет, что давно поговаривают о том, что по особенностям поведения человека за рулем можно сделать выводы о том, какой он и в жизни. Стиль вождения определяется характером, эмоциональным складом, отношением к окружающим, самооценкой. Наше поведение на дороге – это прототип маленькой жизни – «жизни за рулем». В ней есть и межличностные отношения, и критерии самоощущений, и соперничество, и внутренний диалог, и стрессовые ситуации, и необходимость принимать решения. На дороге мы можем быть спокойными и всех уважать, а можем тихо ненавидеть всех «соседей» по трассе и всячески им мешать.

Можно бояться и стесняться каждой машины, а можно чувствовать себя королем трассы и плевать на всех. Кто-то не обращает внимания на чужие аварии и рассмеется, въехав в зад переднего авто, а кто-то с ума сойдет от разбитой фары и устроит истерику. Один едет с крепкими нервами, что бы ни случилось, а другой закипает от ярости, даже если его просто обгонят. Многие спокойно едут и ведут отвлеченную беседу, а некоторые оживленно и нервно комментируют каждое действие других водителей. Есть те, кто любит плавное и размеренное движение, а есть другие, кто постоянно дергается, торопится и норовит везде влезть.

Ключевой смысл всего этого один: какой человек на дороге, за рулем – такой он и в жизни. Самое удивительное, что если вы сами попробуете вспомнить, кто же встречался вам на дороге, то в памяти всплывут в основном не самые приятные «типажи». Ведь действительно профессиональный водитель не обратит на себя внимания, он уверенно и безопасно проедет мимо вас. А запомнятся именно «проблемные» водители. Попробуем их классифицировать:

«Активный агрессор». Тот, кто ведет себя на дороге агрессивно, дергается, подрезает. Зачастую этот «гонщик» и «маневрист» зол на весь мир, завистлив и не уверен в себе. Может быть, сам он этого и не знает, но на самом деле внутри у него живет масса комплексов. «Уверенный в себе человек, добившийся определенных целей, знающий себе цену, куда менее подвержен влиянию извне. К тому же, именно у таких людей нет необходимости в агрессивной манере езды, они самоутвердились в жизни и далеки от этого рискованного ребячества» (Газета «Авто дайджест»).

«Принципиальный агрессор». Это другой тип водителя-«агрессора». Он не будет гнать под 180, активно перестраиваться из ряда в ряд, пролетать на «желтый». Но стоит вам попытаться встроиться перед ним в пробке, задержаться на светофоре или даже просто обогнать, то такой водитель «не простит» вам «ущемления своих прав». Он из принципа не даст перестроиться, начнет сигналить, обгонит и специально медленно поедет перед вами. Скорее всего, в жизни этот человек мыслит обо всем по армейской системе: все должно быть правильно, а если кто-то пытается «плохо себя вести» – его надо жестоко наказывать, желательно теми же способами. Он редко уступает в спорах, не любит «недоделок» в любых делах, у него тяжелый характер и обостренное чувство собственного достоинства.

«Тормоз» и «Меланхоличный «пофигист». Вы наверняка оказывались в левом ряду перед машиной, движущейся со скоростью 40 км/ч. Или не могли обогнать машину, которая уверенно едет между полос, ровно посередине дороги. Такие водители считают, что дорога – исключительно для них, и попросту не уважают соседей в других авто, часто являясь причиной аварийных ситуаций (как и водители-«агрессоры»). Подобный типаж – это в большинстве случаев человек «из прошлой жизни», т.е. не социализированный и не современный. Он еще «с тех времен» обладает хорошими «Жигулями» или «Волгой», безосновательно презирает всех водителей за их импортные авто и всем свои поведением показывает, что он единственный прав. Как правило, вне зависимости от возраста и марки машины, такие люди имеют за плечами завистливые мысли и комплексы, тихо «ненавидят» всех и каждого – прохожего на улице, сотрудника на работе, продавца в магазине, но явно и открыто не признаются в этом даже самим себе. В любом деле они попытаются сделать по-своему, чтобы показать всем свою мнимую значимость.

«Наглая девушка». Правый ряд Тверской или Ленинского не едет. У обочины, мигая «аварийкой», стоит пустая машина. Ее владелица пошла в соседний магазин. Другая ситуация: вы припарковали машину на стоянке, пошли по своим делам, а вернувшись, увидели, что кто-то «запер» вашу машину, поставив поперек свою. Понятно, что ее владелец даже не постарался нормально припарковаться, он просто сделал, как ему было удобно. К сожалению, такие девушки и рождают обидный и не соответствующий действительности миф о «женщине за рулем». А дело вовсе не женской натуре, а в человеческой. Такая дама никогда не подумает про чужие интересы, а будет жить только собственной выгодой, она уведет чужого мужа, предаст подругу и насплетничает начальнику о неугодной сопернице. Под такой типаж попадут и некоторые представители мужского пола, и от таких людей лучше держаться подальше в жизненных и деловых отношениях.

Исключением из представленного «негативного» списка являются очень вежливые водители. Как это ни прискорбно, но вежливость на наших дорогах – настолько редкое явление, что ее проявления запоминаются чуть ли не на всю жизнь, мы как бы уверяем себя – не всё еще потеряно, есть еще на дорогах джентльмены. Как правило, это взрослые мужчины, причем не важно, на старых Жигулях или на Land Cruiser, а также объективно самодостаточные и уравновешенные женщины и девушки. Они просто спокойные. Это называется «европейским» стилем вождения, когда движение по трассе является не элементом самоутверждения каждого, а совместной работой всех водителей, где от каждого из них зависит безопасность и удовольствие от езды окружающих. Все просто хотят легко и безопасно попасть домой, или на работу, или на отдых. Соответственно, и когда двери их авто закрываются снаружи, оттуда выходят спокойные и адекватные люди, доброжелательные и личностно цельные. С ними будет приятно дружить, работать и стоить личные отношения.

Влияние темперамента на стиль вождения

Темпераментом называют индивидуальные психологические особенности, которые характеризуют личность человека с учетом динамики его психических процессов. Типы темперамента различают по особенностям внешнего выражения эмоциональных переживаний, а какой именно темперамент у вас, зависит от типа вашей нервной деятельности.

Всем известны четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик, также известно, что у каждого темперамента есть свои положительные и отрицательные качества. Напомню, что людей с преобладающим типом темперамента гораздо больше, чем с «чистым» — каким-либо одним.

Психологи, философы, психофизиологи — Эрих Фромм, И.П. Павлов, Карл Леонгард, Б.М. Теплов, Г.Ю. Айзенк, Т.А. Блюмина, В.М. Русалов и др. работали над теорией темперамента и всесторонне изучали эмоциональные особенности каждого из его видов. Их теории очень интересные и многогранные, а «типов темперамента» некоторые исследователи выделяют гораздо больше четырех. Но позволю себе в рамках данной статьи всё упростить и рассматривать только четыре общеизвестных типа.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА СТИЛЬ ВОЖДЕНИЯ?

От темперамента зависят такие особенности человека, как сила эмоций, скорость восприятия, темп и ритм деятельности, быстрота мышления, скорость переключения эмоций, интроверсия либо экстраверсия.

Любая деятельность человека отражает его психотип. Вождение автомобиля также может многое рассказать о характере владельца машины. С первых месяцев пользования автосредством у водителя вырабатывается особый, индивидуальный стиль. В понятие «стиль вождения» включены такие факторы, как показатели темпа и скорости передвижения, маневренности и манеры торможения, тип поведения за рулем на дороге.

Стили вождения принято делить на несколько подвидов. Узнать, какой стиль управления автомобилем у вас, помогут многочисленные современные тесты, разработанные психологами. Специалисты Чикагского университета прикладной психологии выделяют такие важнейшие критерии для оценки качеств водителя: агрессивность, безопасность, вежливость, ярость.

ТЕМПЕРАМЕНТ ВОДИТЕЛЯ И СТИЛЬ ВОЖДЕНИЯ

Люди с преобладающим холерическим темпераментом отличаются повышенной динамикой, любят скорость и быстрое движение. Главной проблемой для них будет соблюдение дистанции. Самые частые ошибки «холериков» делаются при торможении, а также в экстремальных ситуациях.

Сангвинический темперамент предполагает такие качества, как энергичность, динамичность и стремление решать новые задачи. Такие водители могут долго оставаться за рулем. Иногда излишняя энергичность способствует совершению ошибок на дороге.

«Флегматики» водят автомобиль спокойно и уверенно, ездят на невысокой скорости. Быструю езду не любят, так как это чревато для них серьезными ошибками. Флегматичные люди редко рискуют ради удовольствия.

Меланхоличный темперамент обуславливает неуверенность вождения: при наличии большого количества раздражителей водители теряются. Единственный путь для людей с таким типом темперамента — выучить досконально все правила, предусмотреть любые неожиданности на дороге. Но, даже зная правила, водители со слабым типом нервной системы нередко отличаются повышенной раздражительностью и неровным ритмом движения машины.

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО И КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЕЙ ВОЖДЕНИЯ

Агрессивный стиль отличается резким стартом и торможением, резкими входами в поворот, необоснованным ускорением и торможением, частыми перестроениями с одной полосы на другую. Некоторые ошибочно считают такой стиль вождения спортивным, но эта агрессия не имеет никакого отношения к спорту. Мастера спортивного вождения передвигаются на автомобиле быстро и стремительно, но все их движения просчитаны до мелочей и точны. На дороге такие водители безопасны и не привлекают повышенного внимания.

У «холериков» нездоровую агрессию выдают обилие лишних движений и упорное стремление произвести впечатление. Это свидетельствует о повышенной возбудимости нервной системы, наблюдаемой у холериков. «Меланхолики» больше подвержены такому стилю под влиянием сильных эмоций или в состоянии фрустрации.

Многие пытаются самоутвердиться за счет автомобиля, «крутизны» его марки и модного оттенка, сопровождая свое передвижение по дорогам лишними движениями и звуками. Автомобили таких водителей могут испугать пешеходов резким стартом, пронзительным сигналом. Эти владельцы авто не скупятся на оскорбления других: виноватым у них может быть каждый встреченный на пути автомобиль или пешеход. Для них существуют лишь досадные случайные препятствия на их пути. Даже стоящих на светофоре такой водитель может принять за соперников в гонке и отличиться резким, шумным стартом, празднуя свою личную победу. Если они едут по пустынной местности или за городом, по ночным улицам — нередко могут разогнать авто до огромной скорости.

Неопытный водитель, который считает себя энергичным и успешным человеком, настоящим спортсменом, крайне опасен на дорогах. Несдержанность, неумение подстроиться под общий поток, непредсказуемость в решениях — эти черты характера, обусловленные холерическим типом темперамента, легко приводят водителей к ДТП.

Самым безопасным и оптимальным считается классический стиль управления машиной. Благодаря неторопливым, плавным разгонам, хорошо продуманному скоростному режиму, уверенным поворотам и разумному использованию тормозов такая манера вождения приближается к профессиональной. Водители с такой манерой управления автомобилем чувствуют ответственность не только за себя и пассажиров своей машины, но и за других участников движения. Как и профессионалы вождения, они спокойно относятся к ожиданию в пробках и на светофорах: их автомобили не дергаются перед линиями разметки, не ревут двигателями и не пугают пешеходов. Они приезжают вовремя и без происшествий.

Самыми ответственными и спокойными водителями признаны обладатели сангвинического и флегматичного темпераментов. Сильный тип нервной системы позволяет проявлять такие ценные на дороге качества, как уверенность в себе, терпимость к окружающим, сочувствие и способность к сопереживанию, элементарная вежливость, уважение к другим людям, понимание риска и трезвая оценка любой ситуации.

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР ЦВЕТА АВТОМОБИЛЯ

Психотип человека с преобладающим холерическим темпераментом повлияет на выбор автомобиля модного, яркого, скоростного, с самым современным дизайном и бросающимся в глаза декором. Для холериков автомобиль — показатель респектабельности и статуса.

Меланхолики также склонны выделяться особыми требованиями к машинам. Они предпочтут автомобили особой цветовой гаммы (зеленые, синие, темные оттенки и их вариации), но будут избегать машин заметного и яркого цвета. Среди них часто встречаются владельцы раритетных авто.

Сангвиники не придают повышенного значения цвету и характеристикам машин: им достаточно иметь удобный и комфортный автомобиль приятного оттенка, позволяющий передвигаться по дорогам быстро и без проблем. Они предпочтут оттенки металла, светлые и неброские цвета. Как и меланхолики, зачастую могут остановить свой выбор на иномарках оригинальных брендов.

Флегматики во главу угла ставят комфорт и безопасность: они особое внимание уделяют исправности авто и наличию подушек безопасности. Тоже не любят выделяться яркими оттенками машин и выбирают сдержанные тона.

Двигаясь на автомобиле, каждый водитель должен понимать, что он — участник дорожного движения, в равной степени с остальными несущий ответственность за себя и свои действия. Стоит помнить, что именно в условиях трассы самыми ценными качествами остаются вежливость, спокойствие, выдержка, готовность идти на компромисс, здравый смысл. Свое плохое настроение и проблемы нужно оставлять снаружи и садиться за руль собранными, спокойными и внимательными: это позволит избежать аварий и неприятностей на дорогах.

О другой психологической типологии — характере и его влиянии на вождение автомобиля читайте в одном из следующих номеров журнала.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
9 февраля 2009, 8:00