Svarkin-spb.ru

Противопожарная безопасность в автомобиле

Статья 108. Требования к пожарным автомобилям

Статья 108. Требования к пожарным автомобилям

1-2. В комментируемой статье установлены требования к пожарным автомобилям (о понятии пожарного автомобиля и об их классификации см. комментарий к ст. 44 Закона). Ранее требования, о которых идет речь в ч. 1 комментируемой статьи, устанавливались, прежде всего, в ГОСТ 12.2.037-78* “ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности” и ГОСТ 12.4.009-83 “ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание”.

Так, в разд. 1.2 ГОСТ 12.2.037-78* наряду с прочим предусмотрено следующее (здесь и далее следует иметь в виду, что понятие “пожарная машина” является недопустимым синонимом; см. комментарий к ст. 44 Закона):

конструкция и компоновка пожарных машин, монтируемых на колесном или гусеничном шасси, не должна снижать показателей безопасности базовой машины (п. 1.2.1);

устройство пожарных машин (размещение агрегатов, систем управления, пожарно-технического вооружения, боевого расчета и др.) должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при тушении пожара, а также безопасность во время движения, при техническом обслуживании и ремонте. Схема размещения и узлы крепления пожарно-технического вооружения должны обеспечивать надежность его фиксации, оперативность боевого развертывания, удобство и безопасность при съеме и установке (п. 1.2.2).

Среди требований ГОСТ 12.4.009-83 необходимо указать, прежде всего, на следующие:

перед вводом в эксплуатацию (постановкой в боевой расчет) пожарные автомобили, мотопомпы и прицепы должны подвергаться испытаниям на соответствие требованиям нормативно-технической документации (п. 2.1.1);

пожарные автомобили, мотопомпы и прицепы, введенные в эксплуатацию (поставляемые в боевой расчет или резерв), должны находиться в полной боевой готовности к выезду (применению) по тревоге: быть в исправном состоянии, полностью заправлены горючим, смазочными материалами, иметь полный комплект годного к применению пожарно-технического вооружения и необходимый запас огнетушащих веществ (п. 2.1.2).

Как предусмотрено в п. 106 ППБ 01-03 “Правила пожарной безопасности в РФ”, пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Там же установлено, что порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.

Требования к пожарным автомобилям установлены еще целым рядом нормативных документов по пожарной безопасности, к которым и отсылает норма ч. 2 комментируемой статьи. Основными из таких документов являются:

ГОСТ Р 12.2.144-2005 “Система стандартов безопасности труда. Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний”*(154), утв. приказом Ростехрегулирования от 11 марта 2005 г. N 47-ст*(155);

НПБ 163-97 “Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний”*(156), утв. приказом ГУГПС МВД России от 1 декабря 1997 г. N 76;

НПБ 180-99 “Пожарная техника. Автомобили пожарные. Разработка и постановка на производство”*(157), утв. приказом ГУГПС МВД России от 12 апреля 1999 г. N 31;

НПБ 192-2000 “Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний”*(158), утв. приказом ГУГПС МВД России от 26 сентября 2000 г. N 51;

НПБ 194-2000 “Техника пожарная. Автомобиль газодымозащитной службы. Общие технические требования. Методы испытаний”*(159), утв. приказом ГУГПС МВД России от 6 декабря 2000 г. N 69;

НПБ 197-2001 “Автоподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний”*(160), утв. приказом ГУГПС МВД России от 29 января 2001 г. N 5;

Читать еще:  Внутренний ШРУС автомобиля «Шкода-Октавия A5»

НПБ 198-2001 “Автоподъемники пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний”*(161), утв. приказом ГУГПС МВД России от 26 января 2001 г. N 4;

НПБ 307-2002 “Автомобили пожарные. Номенклатура показателей”*(162), утв. приказом ГУГПС МЧС России от 23 декабря 2002 г. N 48*(163);

НПБ 308-2002 “Порядок разработки и требования к ремонтной и эксплуатационной документации на пожарные автомобили и насосы”*(164), утв. приказом ГУГПС МЧС России от 24 декабря 2002 г. N 49;

НПБ 311-2002 “Техника пожарная. Пожарный штабной автомобиль. Общие технические требования. Методы испытаний”*(165), утв. приказом ГУГПС МЧС России от 27 декабря 2002 г. N 51*(166);

НПБ 312-2003 “Техника пожарная. Аварийно-спасательный автомобиль. Общие технические требования. Методы испытаний”*(167), утв. приказом ГУГПС МЧС России от 31 декабря 2002 г. N 59;

Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года*(168), утв. приказом МЧС России от 25 июля 2006 г. N 425*(169).

О нормативных документах по пожарной безопасности, предусматривающих требования к пожарным автолестницам, см. комментарий к ст. 132 Закона.

Пожарная безопасность для водителей автомобиля

Общественные, административные и промышленные здания защищаются пожарной сигнализацией. Так повышаются шансы сберечь имущество и жизни людей при пожаре. А что насчет транспортных средств? Требования пожарной безопасности автомобиля целиком возлагаются на плечи производителей и водителей. И если первые тщательно защищают свой товар, потому что трясутся над продажами, то вторые не всегда относятся к этому всерьез.

Статистика возгораний по типам авто

В дополнение к статистике скажем, что за тот же 2010 год пожары в автомобилях привели к 2 смертям и ущербу на 38 тыс. рублей.

Мы надеемся, что статья подстегнет вас задуматься над вопросом безопасности своего автомобиля, если этого еще не случилось.

Причины

Как видно, большинство пожаров в автомобиле начинаются из-за нарушений правил эксплуатации автомобиля. Конкретнее это может быть следствием:

  • короткого замыкания;
  • нарушения в работе источника питания;
  • перегрузки при коммутации механизмов и аппаратов под электричеством.

При этом именно короткое замыкание — самая частая причина. Производители знают об этом, поэтому защищают потенциальные источники опасности. Однако вероятность дефекта сохраняется. Его можно допустить при установке или при изготовлении внутренних деталей машины.

Подробнее про причины короткого замыкания можете прочитать в статье о том, как его не допустить.

Использование самодельных деталей или элементов защиты может привести к печальным последствиям, поскольку высока вероятность ошибки. Можно неправильно использовать предохранитель, выбрать не подходящее сечение проводника или изоляционный материал.

Действия

При любом пожаре надо действовать незамедлительно. За первые 3–5 минут пламя полностью охватывает салон автомобиля — огонь быстро распространяется по обивке кресел, по приборной панеле и по потолку из ткани. За следующие 10–20 минут температура повышается до максимальной, а 80% горючих материалов салона сгорает.

Итак, если вы почувствовали запах жженой резины или увидели дым из-под капота:

  • Остановитесь. Сперва надо остановить движение автомобиля, выключить двигатель, поставить на тормоз и заблокировать колеса ручником, вытащите ключ из замка зажигания.
  • Оцените свои силы. Если возгорание затронуло только карбюратор, то включите мотор на максимум. Если оно началось в части бензобака, то быстро отбегите от машины на безопасное расстояние.
  • Постарайтесь бороться с огнем. Только в том случае, когда вы более-менее находитесь в безопасности, можете постараться справиться с тушением самостоятельно. Для этого направьте струю огнетушителя в основание пламени. Можно воспользоваться песком, землей или одеждой. На ликвидацию у вас есть 1,5 минуты, затем пламя выйдет из под контроля.
  • Вызовите спасателей. Если не получается справиться самому, позвоните спасателям по номеру «01» или «112». Четко и лаконично сообщите информацию о себе: ФИО, причина, место, наличие пострадавших. Ожидайте помощи.

Подготовка

Источник: МЧС России

В салоне должны быть огнетушитель, аптечка и несинтетическая накидка-ткань, которая подойдет для тушения пламени. Про медикаменты и ткань поговорим в другой раз, а сейчас разберемся с характеристиками огнетушителей.

Читать еще:  Классы автомобилей Mercedes-Benz

Хранить огнетушитель надо в салоне автомобиля, чтобы он всегда был под рукой и вы успели им воспользоваться.

  • По массе для легковых автомобилей требуется огнетушитель объемом 2 л, а для грузовых — 5 л.
  • По типу сгодятся как порошковые, так и углекислотные.
Характеристики ОП-2 ОУ-2
Масса заряда 2 кг
Продолжительность подачи огнетушащего вещества 6 с
Длина струи 2 м
Масса огнетушителя 4 кг 8 кг
Огнетушащая способность 1,1 м 2 0,65 м 2
Срок службы до перезарядки 1,5 лет 5 лет
Цена 770 руб. 1 314 руб.
Свойства ОП ОУ
Доступ к труднодоступным местам да да
Оставляют следы на поверхности да нет
Снижают видимость да нет
Опасны для человека нет да
Опасны для электрических элементов автомобиля да нет

Из видео можно узнать о производстве огнетушителей и их тестировании по ГОСТам

В заключении

Никто не имеет 100% защиты, но можно перестраховаться и повысить шансы на благополучный исход. Для этого надо знать теорию горения и уметь применять знания на практике. Вот напоследок памятка:

  • Чуете запах бензина в салоне — остановитесь и загляните под капот.
  • Открывайте капот с осторожностью, т.к. может произойти выброс пламени.
  • Видите дым — обесточьте машину и поставьте ее «на прикол» на время до визита в автосервис.
    Не используйте воду для тушения моторного отсека.
  • Любой предмет даже самый мелкий камушек способен вызвать трение, которое станет причиной пожара. Поэтому всеми возможными способами избегайте утечки бензина.
  • Не забывайте перезаряжать огнетушитель. К слову, стоимость перезарядки ОП практически равна стоимости нового огнетушителя.
  • И помните, что согласно ст. 12.5 КоАП штраф за отсутствие огнетушителя — 500 рублей, но иногда можно отделаться предупреждением.

План действий при возгорании автомобиля: пошаговый алгоритм мероприятий

Среди чрезвычайных ситуаций, возникающих на дороге, особо опасными являются пожары на транспортном средстве.

Они не только наносят значительный ущерб, но и чреваты гибелью людей. Каждый водитель должен четко знать пошаговый план действий при возгорании автомобиля.

Причины возгорания автомобилей

Конструкционные материалы, из которых изготовлены детали автомобиля, в большинстве своем относятся к огнеопасным. Поэтому начавшийся пожар способен уничтожить машину в течение нескольких минут.

Среди возможных причин возникновения пожара при эксплуатации автомобиля наиболее распространенной, согласно статистике, является утечка топлива. Даже несколько капель бензина, попав на раскаленные части двигателя, мгновенно воспламеняются. О его утечке может свидетельствовать появление устойчивого запаха топлива.

Поврежденная электрическая проводка способна стать причиной короткого замыкания цепи, в результате чего происходит воспламенение. Неисправность в аккумуляторе или электропроводке может вызвать пожар на любом участке.

Читать еще:  Защита фар автомобиля

При работе двигателя повышается температура технических жидкостей, которые начинают расширяться. Поэтому бывают случаи возгорания автомобиля из-за выброса масла, попадающего на горячие детали.

Перегрев двигателя может закончиться внезапным возгоранием в моторном отсеке автомобиля во время движения. Такие случаи возникают во время автомобильных гонок и чреваты тяжелыми последствиями.

К возгоранию может привести и подтекание технических жидкостей:

  1. моторного масла;
  2. антифриза;
  3. тормозной жидкости;
  4. омывателя стекол.

Во время работы двигателя температура в подкапотном пространстве сильно повышается, что может привести к воспламенению потеков жидкости.

Причиной возгорания автомобиля на стоянке может стать:

  • заполненный топливом бак машины, оставленной в жаркий день под прямыми лучами солнца;
  • газовая зажигалка, забытая на приборной панели под солнцем;
  • самодельная газобаллонная система при несоблюдении мер безопасности;
  • умышленный поджог автомобиля.

Алгоритм действий водителя

Действия водителя при возгорании автомобиля должны быть быстрыми и четкими.

  1. остановиться на обочине, заглушив двигатель;
  2. если возможно, обесточить электросистему;
  3. вывести всех пассажиров и увести на несколько десятков метров от машины;
  4. забрать из салона документы, вещи и огнетушитель;
  5. если возгорание произошло внутри гаража, постараться вытолкнуть машину наружу;
  6. попытаться определить место возгорания;
  7. вызвать пожарную машину и приступить к тушению огня.

Если воспламенение произошло под капотом, действия при возгорании автомобиля требуют особой осторожности. При резком его открытии пламя многократно усилится от притока воздуха и может привести к сильным ожогам.

Капот следует слегка приподнять с помощью подручного средства и направить на пламя струю огнетушителя. Закрытый капот поливать сверху водой не имеет смысла, она просто будет уходить по водостокам.

Можно использовать и другие средства огнетушения, которые окажутся под рукой:

  • накрыть очаг возгорания плотным куском натуральной ткани;
  • засыпать песком или грунтом;
  • в некоторых случаях залить водой.

Меры безопасности при тушении

Действия водителя при пожаре в автомобиле требуют соблюдения техники безопасности:

  1. окна и двери машины должны быть закрыты, чтобы не допустить поступления свежего воздуха;
  2. струя огнетушащего средства должна направляться непосредственно на очаг возгорания;
  3. мощность автоогнетушителей невелика, но призвав на помощь других водителей, можно справиться с возгоранием;
  4. тушить пламя нужно с наветренной стороны, находясь на расстоянии струи огнетушителя;
  5. если загорелся бензобак, следует срочно отойти на безопасное расстояние, так как он может взорваться;
  6. если поблизости находятся другие автомобили, надо откатить их в сторону.

Профилактические мероприятия

Пожарная безопасность транспортного средства во многом зависит от ответственного отношения автовладельца и соблюдения правил эксплуатации.

Основные мероприятия по предотвращению возгорания автомобиля включают:

  • содержание в чистоте подкапотного пространства;
  • наличие исправного огнетушителя и умение им пользоваться;
  • регулярную проверку технического состояния автомобиля;
  • контроль утечки газа или бензина по запаху в процессе эксплуатации машины;
  • применение для мойки двигателя огнестойких моющих средств.

Чтобы избежать возгорания, не следует:

  1. заправлять машину бензином при включенном двигателе;
  2. использовать пластмассовые емкости для перевозки бензина;
  3. курить в салоне автомобиля;
  4. выполнять ремонт машины в промасленной спецодежде.

Заключение

Автомобиль считается источником повышенной опасности. Невозможно предусмотреть все факторы, способные привести к возгоранию. Но обеспечив техническую безопасность автомобиля, можно в значительной мере минимизировать риск возгорания.

Видео: Действия водителя при возгорании автомобиля

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector