Svarkin-spb.ru

Определяем почему замерз аккумулятор в автомобиле

Почему замерзает электролит в АКБ и как с этим бороться?

Использование автомобильного транспорта в холодный сезон связано с рядом проблем. Кроме сезонной замены авторезины, омывающей жидкости и машинного масла, нужно также проверить исправность аккумуляторной батареи. Если в АКБ замерз электролит, то его корпус может потерять герметичность, а свинцовые пластины в нем разрушатся.

Причины замерзания электролита в аккумуляторе

Электролит представляет собой смесь из дистиллированной воды и серной кислоты. В нормальном состоянии плотность вещества колеблется в пределах 1,27-1,28 г/см³. В таком случае смесь может замерзнуть, если температурные показатели окружающей среды опустятся до -70°C. При этой температуре можно использовать только полностью заряженную батарею. Если значение плотности ниже, то и температура замерзания электролита в аккумуляторе будет меньше.

Лед в аккумуляторе появляется из-за изменения плотности его рабочей смеси. Основные причины снижения плотности:

  • существенный разряд аккумуляторной батареи;
  • слишком частое добавление воды.

При дозаправке водой электролитный состав может терять плотность с разной интенсивностью. Если его концентрация снижается вследствие испарения, то долив жидкости позволяет нормализовать плотность. Если же подобная манипуляция повторяется слишком часто из-за нарушения герметичности АКБ, доливка дистиллированной жидкости может стать причиной существенного снижения плотности электролитного состава, вследствие чего и заряд аккумулятора будет держаться недолго.

Сильный разряд батареи происходит не только при наличии большого количества потребителей энергии, но и в процессе простоя машины. Даже исправные аккумуляторные батареи за сутки могут сами разряжаться на 0,1-0,2%. Процесс проходит более интенсивно при низких температурах, поэтому зимой необходимо регулярно проверять уровень заряда.

Замерзая, электролит увеличивается в объеме, что часто способствует разрушению корпуса АКБ. Давление частиц льда на электроды тоже оказывает отрицательное влияние, проявляющееся осыпанием активного состава и короблением металла.

Кроме того, если замерзший аккумулятор стоял в машине и в результате этого процесса его корпус повредился, то после разморозки едкое вещество из него повредит элементы из металла, которые находятся рядом.

Что делать, если замерз электролит?

Когда АКБ замерз прямо в автомобиле, первым делом необходимо отсоединить все контакты и визуально осмотреть его корпус. При наличии сквозных трещин аккумулятор придется утилизировать, т. к. его дальнейшее использование невозможно.

Если электролит замерз, а герметичность батареи не была нарушена, устройство нужно как можно скорее поместить в обогреваемое помещение. Запрещается сразу же заряжать аккумулятор автомобиля, в противном случае свинцовые пластинки гарантированно повредятся.

Чтобы предотвратить вытекание электролита, можно поставить АКБ для оттаивания в любую емкость из пластика. Однако этого не стоит делать, когда на корпусе устройства имеются трещины, сколы и другие механические повреждения.

После разморозки и установления температуры электролита в нормальное значение АКБ нужно зарядить электротоком на 10% от его емкости. Длительность зарядки – 10 часов.

Как не допустить замерзания электролита в АКБ?

Для профилактики замерзания электролитной смеси АКБ нужно своевременно подзаряжать. Проверять заряд желательно в тех ситуациях, когда машина зимой эксплуатируется редко.

При непродолжительных поездках в батарее не успевает восстановиться емкость от генератора, поэтому электролитный состав может замерзнуть. Кроме того, быстрой разрядке батареи способствует и то, что зимой автомобилисты часто используют подогрев кресел и стекол.

Если зимой автомобиль хранится в неотапливаемом гараже, в период сильных морозов желательно помещать батарею в теплое место. При отсутствии такой возможности для уменьшения интенсивности разрядки АКБ нужно отсоединить «массу».

Советы и рекомендации

Самая распространенная причина, по которой может замерзнуть электролит в АКБ, – недостаточный уровень заряда. Кроме того, необходимо избегать и перезаряда аккумуляторной батареи.

Читать еще:  Внутренний ШРУС автомобилей Хонда СРВ и Аккорд

Дополнительно автомобилистам нужно регулярно проверять состояние электролитной смеси в каждой емкости отдельно. Параллельно необходимо следить за эффективностью и работоспособностью генератора. Для этого нужно измерить напряжение, подаваемое генератором на аккумулятор, систематически проверять реле-регулятор и т.д. При выявлении поломок их следует сразу же устранять.

Некоторые автомобилисты пользуются специальными приспособлениям в виде кейсов, которые предназначены для обогрева аккумуляторов. Такие термокейсы продаются в магазинах автомобильных товаров.

Что делать если замерз аккумулятор в машине?

Никто из автовладельцев не застрахован от ситуации, когда, придя на стоянку морозным утром и пытаясь завести автомобиль, вместо бодрого рева мотора можно услышать тишину: авто не подает никаких признаков жизни, даже лампочки не загораются. Все это может означать только одно – замерз аккумулятор в машине. Что делать, если обстоятельства сложились таким образом, как распознать, что проблема именно в замерзшей АКБ и вообще можно ли вернуть батарее былую силу – давайте разбираться.

Из чего состоит автомобильный аккумулятор, что в нем замерзает и почему?

Постоянные читатели, наверняка, легко сами вспомнят строение АКБ, ведь ему уделялось достаточно много внимания в других статьях, для всех остальных вкратце напомню, что любая батарея – это всегда:

  • герметичный пластиковый корпус с 6 отсеками;
  • диоксидные плюсовые и свинцовые минусовые пластины, погруженные в него;
  • и самая главная составляющая – электролит (его заливают между пластинами) – специальная токопроводящая жидкость, представляющая собой разбавленную дистиллированной водой серную кислоту.

Очевидно, что замерзнуть в данном случае может только жидкая составляющая, но почему тогда она в одних машинах замерзает, а в других нет? Все просто. В момент разрядки накопителя (а, как вы помните, при долгом простое на морозе, АКБ постепенно разряжается) на его пластинах путем расходования серной кислоты (H2SO4) начинает образовываться сульфат свинца (PbSO4). Данный процесс приводит к падению плотности электролита – в идеале до превращения раствора в воду, а в реальности до достижения им концентрации в 1,11 г/см 3 . Но и ее вполне достаточно для того, чтобы даже в небольшой мороз (-7˚С) агрегат замерз.

Хотя, казалось бы, у новой и/или полностью заряженной АКБ данный показатель ненамного больше – всего 1,27-1,29, а такая насыщенность гарантирует полную работоспособность от -45˚С до +65˚С, что для средних широт более, чем достаточно. Странно?! Лишь на первый взгляд.

Задумайтесь, что означают эти числа, и все сразу станет понятно. К примеру, число 1,27 говорит о том, что здесь на 1 тонну воды приходится 1270 кг кислоты, соответственно, в жидкости с концентрацией 1,11 на тот же объем воды кислоты приходится на целых 160 кг меньше. Согласитесь, заметная разница. Зимой она становится определяющей.

Почему замерзает – причины.

Мы выяснили, что АКБ леденеет, когда теряет свою плотность. Но ведь токи саморазряда очень низкие? – Это действительно так, поэтому, если машина находится в рабочем состоянии и заводится хотя бы через 2-3 дня, батарейка не замерзнет.

К ее замерзанию могут приводить следующие причины:

  1. слишком долгое нахождение на морозе;
  2. утечка тока в цепи – к ней может приводить любое неправильно установленное нештатное оборудование: видеорегистратор, сигнализация, магнитола и т.д.

Как понять, что батарея замерзла?

Помимо описанного выше признака – абсолютно нереагирующей на поворот ключа зажигания в замке машины о том, что агрегат замерз вам подскажет его внешний вид: округлившиеся стенки корпуса и иней на них.

Читать еще:  Несколько слов о важности присадок для автомата

Что делать, если замерз аккумулятор в машине — практические рекомендации.

Самое главное – не подключать его сразу к заряднику, так как АКБ может быть повреждена. Правильная последовательность действий должна быть такой.

  1. Осмотрите корпус АКБ на предмет наличия трещин, прорывов и подтеков. Если таковые имеются, восстанавливать нет смысла – электропроводящий состав вытечет изнутри. Конечно, можно попробовать запаять/заклеить, но раз уж пластик разрушился, то представьте, что произошло внутри с пластинами. В общем, смиритесь и замените замерзший источник питания на новый.
  2. Если бока раздуты, прорывов и трещин не наблюдается, устройство нужно забрать в теплое помещение (домой). Там его следует поставить в пластиковый таз (вдруг вы все же пропустили какую-нибудь микротрещину) и дождаться пока он оттает. Распознать этот момент вам помогут растаявший иней и «сдувшиеся» бока.
  3. Подключите к батарее ЗУ и осуществите ее зарядку малыми токами. Спустя примерно 8-10 часов агрегат будет полностью готов к работе. Чтобы удостовериться в этом, измерьте напряжение на выводах. Показания должны быть не меньше 12,6 В. Если до этого уровня они не дотягивают, значит, вышла из строя одна или несколько банок. Напряжение в полностью заряженном состоянии одного элемента АКБ составляет 2,1 В. Следовательно, узнать сколько именно банок вышло из строя путем нехитрых математических вычислений будет несложно. А вообще, это информация только для любопытных, так как выход из строя хотя бы 1 из элементов аккумуляторной батареи является аргументом для замены.
  4. Проверьте прозрачность и концетрацию электролита. Мутный цвет свидетельствует о том, что внутри произошло осыпание пластин, а значит, устройство нуждается в замене – потерян пусковой ток и емкость. Если и здесь все в порядке – можете устанавливать устройство в автомобиль и использовать его в штатном режиме.

Истории автовладельцев.

«Это ж до чего нужно довести автомобиль, чтоб аккумулятор настолько замерз. У меня подмерзало как-то пару банок сверху, видно было, когда крышки снимал, ледик плавал. Отогрел, подзарядил, все ок. А так чтоб прям корпус раздувало, такого не видел».

«Лед в АКБ – ее смерть. Практически не восстанавливается».

«Попадал в такую ситуацию, прикурить побоялся, занес домой, отогрел, потом подзарядил стационарным зарядником, но накопитель не воскрес, думал, сделал что-то не так. Оказывается, все правильно, батарейка просто умерла».

«Мой промерзал уже дважды. Отогревал, восстанавливал малыми импульсами, работает. Единственное, концентрацию кислоты не измерял и цвет электролита не смотрел, – лень. Раз заводится, значит, должно быть все нормально».

«За прошлую зиму сменил из-за замерзания 2 новых батарейки, оказалось, нечестные продавцы или производители втюхали аппараты с малой плотностью, вот и результат. Теперь покупаю только проверенные марки, обязательно сразу после покупки замеряю плотность, ну, и чтоб уже вообще ничего не бояться, зимой укрываю свой аккум одеялом».

Видео.

5 причин смерти АКБ зимой / Причины неисправности АКБ

В 95 % случаев автомобильные аккумуляторы полностью выходят из строя зимой. С приходом морозов они в одно прекрасное утро отказываются крутить стартер. Некоторые из «умерших» АКБ еще можно оживить, просто подзарядив их с помощью стационарного устройства. Однако чаще всего приходится идти в магазин за новым аккумулятором, так как замерзшие, как правило, восстанавливать бесполезно.

В статье описаны основные 5 причин, по которым срок службы АКБ заканчивается, как правило, в зимнее время. В завершении приведены элементарные советы, как помочь аккумулятору безболезненно пережить нелегкое для него время.

Причина 1. Недостаток обслуживания

С наступлением холодов даже самые заядлые автолюбители реже заглядывают под капот, чем по теплу. Это факт. А автомобильный аккумулятор, даже если он только с магазина, зимой требует не меньше внимания, чем прослуживший несколько лет.

Читать еще:  Какое масло использовать для Нива Шевроле

Причина 2. Критическое снижение плотности электролита

Электролит нормальной плотности (батарея полностью заряжена) не замерзает даже при очень сильных морозах. По мере разряда АКБ электролит в нем постепенно превращается в дистиллированную воду. Чем сильнее он разряжен, тем при меньшем морозе происходит замерзание.

Замерзший аккумулятор – мертвый аккумулятор. Он не только не будет крутить стартер, но и после отогрева с последующим зарядом от стационарного устройства уже не восстановит свою первоначальную емкость. В результате образования расширяющегося льда безвозвратно деформируются свинцовые пластины, вплоть до разрушения.

Причина 3. Неэффективный заряд от генератора

Машина простояла всю ночь на морозе. Утром ее завели (потратив на это немало энергии), прогрели пару минут и поехали. Доехав за 20 минут до места назначения, двигатель глушится. Чаще всего таких поездок бывает по две за день – на работу утром и обратно вечером.

Среднестатистический автолюбитель полагает, что за время этого кратковременного передвижения аккумулятор восстанавливает потраченную на запуск энергию от генератора. Однако это не так. В зимнее время химические процессы в АКБ существенно замедляются. По этой причине после запуска двигателя аккумулятор почти не принимает заряд от генератора в течение 30 минут. Соответственно, восстановить потерянное он не успевает.

Если за батареей не следить, и ездить в таком режиме день за днем, она постепенно разрядится в ноль, электролит превратится в воду и замерзнет. Это касается как старых аккумуляторов, так и абсолютно новых.

Причина 4. Повышенное энергопотребление

Зимой холодно, а световой день короче. Соответственно, постоянно работает вентилятор печки и чаще включаются фары. Даже самый мощный и полностью исправный генератор с трудом справляется с восстановлением заряда АКБ и одновременным питанием всех включенных потребителей. Соответственно, все это частично работает от батареи, которая свой заряд недополучает.

Последствия аналогичные вышеописанным – замерзание электролита.

Причина 5. Утрудненные пуски двигателя

При морозах масло в картере двигателя заметно густеет. Чтобы стартер смог прокрутить коленчатый вал во время запуска, ему требуется очень много энергии. Если машина с дизельным мотором, ситуация еще больше усугубляется, так как такие двигатели и по теплу крутить тяжело. Нагрузка на АКБ возрастает и тогда, когда в авто есть газовая установка, с которой двигатель запускается зимой с трудом, и не всегда с первой попытки.

Подобьем итоги, 5 основных причин неисправности АКБ зимой

  1. Недостаток обслуживания в зимнюю пору года.
  2. Критическое снижение плотности электролита.
  3. Неэффективный заряд от генератора.
  4. Повышенное энергопотребление зимой.
  5. Утрудненные пуски двигателя.

Вывод

Самый главный совет, исходящий из вышесказанного, заключается в следующем. Аккумуляторную батарею зимой нужно всегда поддерживать в заряженном состоянии. Для этого надо регулярно контролировать ее состояние (по напряжению, плотности, индикатору на корпусе) и, при необходимости, не лениться подзаряжать от стационарного устройства.

Если аккумулятор старенький, то он не способен держать заряд всю ночь по умолчанию. Даже если его зарядить с вечера, к утру плотность снизится, все замерзнет и так далее. АКБ еще послужит, если забирать его на ночь в тепло. К сожалению, делать это могут только те автолюбители, которые оставляют свои авто на ночь в запираемом гараже или на охраняемой парковке.

Видео: причины неисправности АКБ и способы их устранения

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector