Svarkin-spb.ru

Новшества, впервые примененные на ГАЗ-12 ЗИМ

ЗИМ (ГАЗ-12) : Черный автомобиль красного руководства

Производство большого и солидного советского седана ЗИМ (ГАЗ-12) началось еще при жизни Сталина – в 1949 году. Это первая представительская модель Горьковского автозавода.

Разумеется, подобный автомобиль, в первую очередь, предназначался для партийной элиты, причем рангом выше среднего. Но несмотря на это ГАЗ-12 также встречался на службе в такси и скорой медпомощи. Ограниченным тиражом ЗИМ попадал даже в свободную продажу. Правда стоимость в 40 000 рублей, в два с половиной раза дороже «Победы», делала частное владение ЗИМом исключительным.

Как и полагалось ту пору, каждый этап, от зарождения автомобиля до начала его производства, начинался сверху. Распоряжения и формулировки задач приходили из администраций. Работы над необходимой стране, по мнению руководства, моделью начались в 1948 году. На проект отводилось 29 месяцев – срок для создания автомобилей мизерный. Оттого ЗИМ создавался с учетом освоенных производственных технологий и частичной опорой на Горьковскую «Победу».

От сопоставимых автомобилей, ЗИМ ГАЗ-12 отличался конструкцией кузова. Рама – оставалась основой фактически любой подобной машины тех лет. Но ГАЗ-12 построили на несущем кузове, хотя и с натяжкой, поскольку в оконечностях ЗИМа все-таки применялись мощные подрамники. Это решение позволило одновременно снизить массу автомобиля (по сравнению с рамным), а также облегчить его производство, поскольку этот сценарий уже был изучен инженерами и рабочими на примере «Победы». ГАЗ-12 частично унифицировался и с другими моделями Горьковского автозавода, в числе которых были грузовой ГАЗ-51 и проектировавшийся тогда ГАЗ-69.

Для столь крупной машины, как ЗИМ, был необходим мощный и тяговитый мотор. Но сделать новый агрегат с такими характеристиками в условиях послевоенного эха в СССР не представлялось возможным, поэтому конструкторы опирались на уже существующие наработки. Донором для двигателя ГАЗ-12 послужил мотор ГАЗ-11. В обличье ЗИМа, 3.5-литровый агрегат получил алюминиевую головку (хотя блок оставался чугунным), повышенную степень сжатия, двухкамерный карбюратор и новый впускной трубопровод. Ограничитель оборотов был удален. В итоге модернизированный вариант стал выдавать 90 сил и 215 Нм, при условии заправки качественным топливом той поры.

Сегодня ЗИМ заправляют АИ-76 или «восьмидесятым». На АИ-92 есть риск прогорания каждого из шести цилиндров. Заведенный мотор бубнит. На стоянке небольшие вибрации. В момент начала движение их число возрастает. Заметно дрожит задний бампер, колеса, выхлопная труба, оконные форточки. Да что там – вся машина. Уверенный старт обеспечивают только высокие обороты. Недодал, и ЗИМ глохнет.

Если водить нынешний Mercedes-Benz S-класса это работа, то ГАЗ-12 – каторга. Впереди тесно. Перед глазами стекло, в руках огромный и тонкий руль. Под ним, справа – рычаг трехступенчатой механики. Передачи втыкаются с хрустом и не всегда сразу. Переключение обязательно через двойное выжимание педали сцепления. Радиус поворота – огромный.

В условиях современного города сложностей становится еще больше. Это во времена молодости ГАЗ-12 дороги были почти свободными, а сейчас вереница машин, автобусы, пешеходы, ремонты дорожной инфраструктуры. Вдобавок у нашего экземпляра нет наружных зеркал заднего вида. Реставраторы пока не смогли подобрать аутентичные запчасти. А по маленькому салонному зеркалу обстановку на дороге не отследишь.

Эти заботы неведомы партийному пассажиру. Задняя дверь не шире передней, но открывается против хода, правда не на большой угол. Крыша высокая, но забираешься все равно пригибаясь, причем изрядно, поскольку пол тоже очень высокий, но зато ровный, ведь кардан спрятан ниже. Диван мягкий. Садишься и расслабляешься. Места для ног с избытком. Вытягиваешь колени и не достаешь до перегородки, в которую интегрированы два выдвижных табурета, отчего ГАЗ-12 формально часто считали автомобилем с тремя рядами сидений. Эргономика дополнительных мест посредственна. Низкая спинка, ничтожное пространство для ног. Но самое странное, что складные кресла парализуют главный диван, полностью удаляя возможность посадки на нем.

Читать еще:  Ремонт отечественных автомобилей своими руками

Задняя дверь закрывается под собственным весом. Сидишь высоко. На уровне среднеразмерных кроссоверов или даже чуть выше. С места ЗИМ уходит толчком, но абсолютно без кренов. В условиях городского движения водитель выкручивает низшие передачи. Тяжелый седан ускоряется медленно, но из-за размеров и веса внутри кажется, что машина идет вполне быстро. На ровном асфальте сзади чувствуются легкие подпрыгивания. Это дает о себе знать неразрезной мост. На неровностях покрупнее, тряска усиливается. Плавно подпрыгиваешь на заднем диване и глядишь в окно.

А там бесконечное количество взоров. На лицах людей изумление, радость, желание сфотографироваться. Основная масса водителей на дороге расступается перед ГАЗ-12. И не потому что ЗИМ угрожающе нависает в их зеркале заднего вида, а потому что они понимают, как тяжело ветерану дается ритм города, с его бесконечными стартами и торможениями.

В статике ГАЗ-12 интересует прохожих на порядок сильнее, чем на ходу. Остановившуюся для съемки машину моментально окружает толпа. Точную марку-модель узнают единицы. Некоторые понимают, что это ЗИМ, сделанный в Горьком, только по характерной геральдике. На колпаках у машины гордая надпись «ЗИМ», а на капоте логотип ГАЗ. Но часть не замечает и этого. Из толпы слышатся вопли: «Чайка», Волга», «ЗИС»…

Когда-то на этот ЗИМ обращали внимание не меньше сегодняшнего. Его появление на дороге означало, что едет власть. Экземпляр на фото 1956 года выпуска и, ориентировочно, работал в Краснодарском Крае, обслуживая Сергея Федоровича Медунова. В те годы он был Первым секретарем Ялтинского горкома и первым заместителем председателя Крымского облисполкома. Как долго Медунов ездил на этой машине неизвестно. До реставрации ЗИМ по-прежнему находился в Краснодаре, но чах с каждым годом.

Реставрация продлила жизнь этому ГАЗ-12. Теперь он выглядит вполне цельным, хотя парадного лоска нет. Сиятельный блеск у столь старых автомобилей достигается в основном новоделом, но владельцы этой машины хотели максимально сохранить родные детали, а потому оставили многое от того времени.

Необычный ресто-мод ГАЗ-12 ЗИМ на базе современной «Волги» продают за 13 миллионов рублей

На сайте Auto.ru появилось любопытное объявление о продаже автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ за 200,000 долларов США, или чуть больше 13 миллионов рублей. Даже для идеально восстановленного музейного экземпляра это слишком дорого. Но перед вами ресто-мод, сделанный на основе современных агрегатов отечественных автомобилей. К тому же работы проведены где-то в Армении. Заинтригованы?

Давайте начнем с того, что снаружи — это практически аутентичный автомобиль ГАЗ-12 ЗИМ. Опытный взгляд, пожалуй, отметит лишь нестандартные колеса меньшего диаметра. И этому есть объяснение. Вот что пишет сам продавец: «Автомобиль подвергнут адаптации и подогнан под ходовую часть ГАЗ 31105». Да, в основе ЗИМа лежит шасси от самой последней «Волги».

К счастью, под капотом не стали размещать стандартный четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-406. Такого позора советский лимузин не пережил бы. Вместо этого там стоит ЗМЗ-6606 V8, который представляет собой модернизированную версию двигателя ЗМЗ-53, устанавливавшегося на грузовики ГАЗ-53. К слову, оригинальный ГАЗ-12 ЗИМ оснащался 6-цилиндровым 3,5-литровым двигателем ГАЗ-11.

Читать еще:  Об автомобильных клаксонах

Для установки двигателя были модифицированы лонжероны, подкрылки и все соединяющиеся с ними узлы. Были также усилены пружины, амортизаторы и стабилизаторы для улучшения управляемости после установки тяжелого двигателя. Коробка передач — 5-ступенчатая механическая от «Волги». От неё же расширенный на 10 см задний мост.

По словам продавца, автомобиль весом 2150 килограммов разгоняется до 200 км/ч и довольно стабильно управляется. Особое значение в этом играет современное рулевое управление с ГУРом, насколько это можно говорить про агрегаты «Волги».

В отличие от внешности лимузина его интерьер претерпел гораздо более серьезные изменения. Фактически, он сделан заново самим владельцем. Материал салона — высококачественная натуральная кожа, а деревянные детали изготовлены, используя древесину 200-летнего кавказского ореха.

Сделана полная шумоизоляция, а стекла теперь опускаются с помощью электропривода. В оснащение теперь также входит центральный замок и электрорегулировка передних сидений.

Центральная консоль передней панели была сделана с нуля. Во-первых, она включает дисплей современной аудиосистемы, а во-вторых, тут расположен рычаг коробки передач. Напомним, что в оригинальном ЗИМе рычаг переключения передач располагался на рулевой колонке.

Выглядит, возможно, не так уж и плохо. Да и внешность автомобиля не разочаровывает. Но 13 миллионов рублей за ресто-мод — это слишком. Владелец, кажется, преисполнен гордостью за свой проект и пишет: «Представленный автомобиль гармонично объединяет монометаллизм 50-х с комфортом, мощью и скоростью 21-го века, бросая вызов лучшим представителям класса люкс».

Новшества, впервые примененные на ГАЗ-12 ЗИМ

По мере того как Союз восстанавливался от войны, правительство почувствовало потребность в автомобиле представительнее «Победы», но проще ЗиСа — для генеральских чинов, министров и послов. Задание на разработку в 1948 г. получил ГАЗ. Опыта выпуска представительских авто у горьковчан не было, а срок внедрения новой машины им поставили жесткий: 29 месяцев. Чтобы успеть, заводу настоятельно рекомендовали взять за основу какую-либо иностранную модель, но горьковские конструкторы решили идти своим путем.

ГАЗ-12 ЗиМ – видео тест драйв

С задачей они справились, применив ряд оригинальных решений. Как и следовало ожидать, некоторые узлы позаимствовали у других моделей ГАЗ, приспособив их под конструкцию нового автомобиля: шасси — у «Победы», 6-цилиндровый двигатель — у ГАЗ-11-73, основательно его переработав и подняв энерговооруженность до мировых стандартов. Пригодились отдельные узлы грузовика ГАЗ-51 и вездехода ГАЗ-69 — новых моделей, которые завод проектировал в то время параллельно с автомобилем ГАЗ-М12. 6-цилиндровый двигатель ГАЗа был гораздо слабее моторов других авто подобного класса и размера. Если бы горьковчане взяли двигатель мощнее, вырос бы и расход топлива, а бензин все еще был в дефиците. Конструкторы пошли от обратного — уменьшили массу автомобиля, применив несущий кузов с подрамниками в окончаниях. Благодаря этому они убили двух зайцев: кроме массы, получился выигрыш в устойчивости машины и просторности салона.

Много времени сэкономили на расчете прочности кузова, обойдя традиционный путь теоретических исследований. Вместо этого взяли серийную «Победу», разрезали ее посередине и сделали полуметровую вставку. На этом образце быстро проверили все решения. Несущий кузов на столь длинной машине на долгие годы стал уникальным решением в мировом автопроме. Другой новинкой явилась гидромуфта между коробкой передач и ведущими колесами — удивительно простое решение, обеспечившее ГАЗ-М12 непревзойденную плавность разгона (лучше, чем у более статусных ЗиСов). Гидромуфта позволяла трогаться с места на любой передаче и не пользоваться педалью сцепления — достаточно было отпустить тормоз и нажать акселератор, как машина начинала плавно катиться вперед.

Читать еще:  Автомобиль семейства «Газель»

Гидромуфта имела практически неограниченный ресурс и не требовала специального обслуживания. Единственным ее недостатком было то, что она не позволяла жестко соединить двигатель и колеса при парковке. Оставленный на уклоне автомобиль начинал катиться, если не был поставлен на стояночный тормоз, поэтому каждый ГАЗ-М12 комплектовался упорами для колес. Красоте автомобиля уделили особое внимание. На время работы над ним главный конструктор даже перенес свое рабочее место к дизайнерам. Несмотря на солидную длину, ГАЗ-М12 имел очень гармоничные формы. Сечения кузова долго прорабатывали так, чтобы получить плавные, без изломов блики. С этой целью проводили отдельные опыты на моделях, освещая их с разных сторон. Капот машины украшал красный гребень, подсвеченный изнутри, а также «бляха» с надписью ЗиМ (завод имени Молотова) — за нее автомобиль и получил неофициальное название ЗиМ.

Главными достоинствами ГАЗ-М12, выделяющими его даже среди представительских автомобилей, стали плавность и тихость хода, а также очень просторный салон — больше, чем у более крупного ЗиСа (при этом водительский отсек был тесным). Отделка в салоне ЗиМа была скромной — сукно неброских цветов. В комплектацию входили радио, четыре пепельницы, широкие подлокотники для пассажиров — добротно, но без излишеств. Перегородки, отделявшей водителя от пассажиров, не было, поэтому лимузином ГАЗ-М12 не считался. ЗиМ стал самым большим и самым роскошным автомобилем, который в СССР можно было приобрести в личное пользование. Правда, стоил он столько, что проданы были считанные экземпляры, да и они обычно обслуживались гаражами тех учреждений, в которых работали владельцы — крупные ученые, администраторы или директора.

Нередки случаи, когда ЗиМ получали в качестве правительственной награды. Кроме того, машина служила в такси, междугородном пассажирском сообщении и в скорой помощи. В 1955 г. тенденции в автомобильном дизайне резко поменялись. Красивый и современный на момент появления, ЗиМ резко устарел. Поскольку это была представительская модель, престиж не позволял долго держать ее в производстве. Для такси и скорой помощи машина выпускалась до 1960 г., однако роль дипломатического авто потеряла раньше. По мере перехода на более современные автомобили ведомственные гаражи продавали ЗиМы в частные руки. Очень редко новые владельцы уделяли им должный уход, поэтому большинство из них пришло в плачевное состояние. Сейчас ГАЗ-М12 стали редкостью.

Технические характеристики ГАЗ-12

– Кузов: 4‑дв. седан (6‑мест.)

Двигатель ГАЗ-12

– ГАЗ-12 Объём: 3 485 см 3
– Максимальная мощность: 90 л.с., при 3600 об/мин
– Макс. крутящий момент: 215 Н·м, при 2100 об/мин
– Конфигурация: рядный, 6-цилиндр.
– Разгон до 100 км/ч: 37 с.

Максимальная скорость ГАЗ-12

Коробка передач: 3-скоростная механическая

Расход топлива ГАЗ-12

– 19 л. на 100 км (при смешанном цикле)

Габаритные размеры ГАЗ-12

– Длина: 5530 мм
– Ширина: 1900 мм
– Высота: 1660 мм
– Клиренс: 200 мм
– Колёсная база: 3200 мм
– Колея задняя: 1500 мм
– Колея передняя: 1460 мм

Вес ГАЗ-12

– Снаряженная масса: 1 940 кг
– Полная масса: 2 390 кг

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector