Действия при пожаре в автомобиле
Правила поведения при пожаре в транспортных средствах
Правила поведения при пожаре в транспортных средствах
Знание правил поможет разумно действовать не только при пожаре, но и в других чрезвычайных ситуациях, происходящих в транспортных средствах .
Действия при пожаре в автомобиле
При пожаре в автомобиле необходимо:
– остановить автомобиль и выключить двигатель;
– поставить автомобиль на ручной тормоз;
– выйти из машины;
– если есть пострадавшие, помочь им покинуть салон автомобиля и удалиться на безопасное расстояние;
– выставить сигнал на дороге;
– по телефону или через водителей проезжающих машин вызвать помощь.
Действия при пожаре в автобусе, троллейбусе, трамвае
При пожаре в автобусе, троллейбусе или трамвае нужно:
– немедленно сообщить о пожаре водителю, потребовать остановиться и открыть двери (используется кнопка аварийного открывания дверей). Использовать для ликвидации очага горения огнетушитель, другие подручные средства (пальто, стиральный порошок, землю);
– как можно быстрее и без паники покинуть салон, помогая тем, кто слаб или в шоке;
– Необходимо помнить! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате обгорания защитной изоляции проводов. Не следует касаться металлических частей и не заливать огонь водой;
– при блокировании дверей использовать для эвакуации аварийные люки в крыше и боковые стекла. При необходимости выбить стекла обеими ногами или твердым предметом;
– покидать салон быстро, закрывая нос и рот платком или рукавом, так как в любом виде транспорта при горении выделяются токсичные вещества;
– выбравшись из салона, отойдите подальше, так как могут взорваться баки с горючим (автобус) или произойти замыкание высоковольтной электрической сети (троллейбус, трамвай);
– сообщить о пожаре в пожарную охрану. Оказать помощь пострадавшим.
Действия при пожаре в поезде
Пожар в поезде страшен не пламенем, а в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Уже на 4-й минуте после возникновения пожара их концентрация превышает предельно допустимую. В спокойной обстановке, при отсутствии паники, пассажиры имеют возможность покинуть вагон в течение полутора минут.
Наиболее частыми причинами возникновения пожаров в пассажирских составах являются неосторожное обращение с огнем пассажиров и обслуживающего персонала, неисправность электрооборудования. В большинстве случаев загорания в вагонах возникают во время движения по пути следования.
При возникновении горения необходимо:
– сообщить проводнику вагона о загорании;
– разбудить спящих пассажиров;
– закрыть нос и рот тканью (полотенцем, наволочкой, простыней, одеждой), смоченной водой;
– пресечь панику;
– ни в коем случае не открывать окна, чтобы от притока кислорода не усилилось горение;
– в полупустых вагонах можно передвигаться сильно пригнувшись или на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше;
– в движущемся поезде перейдите в соседний вагон, желательно в направлении движения,
– в остановившемся поезде – выйти из вагона, по возможности – на ту сторону, где нет железнодорожных путей. Не надо разбредаться во все стороны, так как прибывшие спасатели будут вести поиск в зоне железнодорожного полотна.
Если огнем отрезаны выходы необходимо:
– зайти в купе или туалет;
– плотно закрыть за собой дверь и открыть окно;
– ожидать помощи, подавая сигналы голосом и стуком.
Если потушить огонь невозможно, то нужно:
– остановить поезд стоп-краном;
– открыть двери, выбить окна;
– помочь эвакуироваться детям, старикам и пострадавшим;
– выйти из вагона и отойти от него на безопасное расстояние, убедившись, что в нем никого не осталось. Но разведку надо проводить с большой осторожностью за свою жизнь и здоровье.
Действия при загорании в самолете
При возникновении загорания в самолете необходимо:
– слушать и выполнять команды членов экипажа;
– защититься от возможных ожогов, закрыв открытые участки тела имеющейся одеждой, пледами и т. п.;
– после остановки самолета направляться к ближайшему выходу, сильно пригнувшись, или на четвереньках;
– если проход завален, пробираться через кресла, опуская их спинки;
– не открывать запасные люки в местах, где снаружи есть огонь и дым;
– не брать с собой ручную кладь;
– бороться с паникой на борту любыми средствами;
– после выхода из самолета удалиться от него как можно дальше; если это невозможно, лечь на землю животом вниз, обхватив голову руками, – возможен взрыв.
Как правильно действовать во время возгорания в автомобиле
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Первые признаки возгорания в автомобиле – характерные запахи горения и появление дыма. Как только водитель почувствовал запах горения и увидел дым он должен остановиться и постараться скинуть клеммы с аккумулятора. Ну у всех владельцев автомобилей могут в машине оказаться аптечка и огнетушитель. Если возникло возгорание, а огнетушителя не оказалось на месте, пожар тушат подручными средствами: песком, снегом, водой, накрывают плотным материалом, не пропускающим воздух. Если пожар тушат при помощи огнетушителя, то максимальный эффект достигается, если направить струю пены прямо на очаг возгорания. Если на улице дует ветер, то никогда не тушите пламя огнетушителем против ветра.
Что следует предпринять, если вы увидели языки пламя и почувствовали дым?
Первым делом не следует паниковать. Как только появились первые признаки возгорания, срочно звоните в пожарную охрану. Пожарную охрану вызывайте по телефону 112, 101, 01. Если набрать единый номер службы спасения 112, то этот звонок будет принят, даже если в телефоне нет сим-карты, не ловит сеть и на счету отрицательный баланс. Звонок для всех бесплатный.
Пока пожарные расчеты прибудут не теряйте времени зря. Используйте все имеющиеся под рукой средства, чтобы ликвидировать или снизить скорость распространения огня: огнетушители, песок, мокрую ткань, плотную одежду, воду. Если вы не в силах остановить распространение огня до прибытия пожарных, то уберите подальше от места возгорания автомобили, баллоны с газом, все материалы, которые могут воспламениться или взорваться.
Порядок действий при пожаре не в машине
Не открывайте окна и двери. От этого пожар разгорится еще сильнее. При сильном задымлении, оберните лицо и голову влажным полотенцем, смочите одежду. Если на человеке загорелась одежда, сразу повалите его на землю, полейте его водой и накройте плотным покрывалом или забросайте пламя землей и песком. Не пытайтесь снять одежду с обгоревшего человека. Если одежда прогорела и прилипла к телу, накройте эти места тканью и поливайте ее водой, чтобы не присохло. Срочно вызовите скорую помощь.
Если пожар застал вас на открытой местности или в лесу, или поле и в вашу сторону ветер несет плотные клубы дыма, двигайтесь в сторону природного или искусственного водоема, открытой площадки не покрытой растительностью и переждите там пока пожар не минует вас. В лесу вы можете не видеть приближение пожара, но лесной верховой пожар сопровождается характерным гулом. Скорость его распространения равна скорости поезда. Убежать от него почти невозможно. Спасти от огня могут только открытый водоем или открытая площадка.
Пожар в любой местности развивается по отдельному сценарию. Только специалист может на месте определить и спрогнозировать направление и скорость движения огня. На скорость движения и интенсивность горения влияют горящие материалы, их количество и объем, способ хранения, скорость и направление ветра. Каждый материал горит со своей скоростью. При сильном ветре эта скорость может увеличиться в несколько раз. Например, огонь по сухой траве в безветренную погоду распространяется со скоростью 5 км/ч.
Действия при аварии или пожаре в автомобиле и на автомобильном транспорте.
Действия при аварии автомобиле должны быть отработаны до автоматизма. В момент аварии пассажиры должны прикрыть голову руками и упасть на сиденье, по возможности уперевшись локтями и коленями в спинку впереди расположенного кресла. Взрослым надо защитить детей своим телом, обхватив руками и крепко прижав к груди.
Действия при аварии или пожаре в автомобиле и на автомобильном транспорте.
Главный принцип действия при аварии можно сформулировать кратко стремиться оказаться как можно ниже и занять как можно меньше места. Чем раньше пассажиры среагируют на опасность тем больше шансов на благополучный для их здоровья исход. Поэтому не надо осмеивать перестраховщиков, чуть что обрушивающихся на сиденья. Расценивайте это как тренировку. Лучше ошибиться сто раз в лучшую сторону, чем один раз в худшую.
, для чего принюхаться, не пахнет ли бензином, дымом, помочь выбраться из автомобиля пассажирам. Если дверцы не открываются, надо попытаться опустить стекла или любым подручным предметом, гаечным ключом, монтировкой, рычагом переключателя скорости выбить стекла и зачистить осколки, выступающие из уплотнителя рамы. Лобовое стекло нетрудно выдавить ногами, уперевшись спиной в сиденье и ударив каблуками в его нижний угол. При выбросе потерпевшего аварию автомобиля за обочину следует убедиться в невозможности дальнейшего переворота либо сползания автомобиля вниз по склону. Если автомобиль находится в неустойчивом положении, и нет угрозы его воспламенения, водителю и пассажирам лучше оставаться неподвижными, дожидаясь помощи.
А если выбираться, то очень осторожно, по одному, стараясь не нарушать центровки машины и обязательно через окна, обращенные на вершину склона. Если выбираться вниз по склону, то можно угодить под пришедший в движение кузов. Каждый, выбравшийся из салона, должен удерживать автомобиль до момента, пока его не покинет последний человек. Людей, зажатых в обломках машины, не следует вытаскивать, применяя силу. Исключения составляют только случаи, угрожающие пожаром или падением автотранспорта с обрыва. Если потерпевшего не удается извлечь сразу, надо осмотреть и ощупать пространство вокруг него, удалить зажавшие его обломки. При проникающих ранениях или подозрении на перелом позвоночника пострадавшего лучше не трогать, так как любое неловкое движение может усугубить его положение или даже привести к летальному исходу.
Оказывать первуюмедицинскую помощь следует на месте, стараясь не изменять положение пострадавшего до приезда профессиональных медиков и спасателей, располагающих всем необходимым оборудованием, а главное, опытом работы в подобных условиях. При падении автомобиля в водоем следует сразу закрыть все окна, чтобы замедлить скорость погружения. Если вы в машине один, можно попробовать выбраться через единственное опущенное стекло. Или дождаться, когда машина полностью погрузится в воду, всплыть или привстать к потолку, где образуется воздушная подушка, которая может обеспечить воздухом по крайней мере на несколько минут.
Использовать их надо на то, чтобы избавиться от тяжелой, объемной одежды и обуви, которые будут тянуть ко дну и цепляться за детали машины. Когда уровень воды внутри салона поднимется выше уровня дверцы, выровняв тем давление изнутри и снаружи, попытайтесь открыть ее. У заклиненной двери стекло следует опустить или выбить каким нибудь тяжелым предметом. В машине, полной пассажиров, выбивать предпочтительнее самые большие лобовое или заднее стекла, направляя удар в угол. Далее надо сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы провентилировать легкие, набрать как можно больше воздуха и всплыть к поверхности.
Если вы потеряли ориентировку (например, в мутной, непрозрачной воде), выпустите изо рта несколько пузырьков воздуха, они покажут вам точное направление движения. Человек, наиболее уверенно чувствующий себя в воде, должен покидать салон последним, страхуя потерпевших. Сомнительные советы по прыжку из автомобиля в момент его краткого падения с моста в воду или использованию в качестве импровизированных аквалангов запасок я исключаю как фантастические. Такое доступно разве что Джеймсу Бонду. И то только в фильмах, в бассейне, при активной подстраховке бригадой из полусотни водолазов.
Чтобы не пострадать в автокатастрофе, надо.
Содержать автомобиль в технической исправности.
Застегивать ремни безопасности.
Иметь в салоне тяжелый предмет для выбивания стекол.
Иметь аптечку первой медпомощи.
При аварии перевести лобовой удар в скользящий.
В момент аварии пассажирам прикрыть голову руками и упасть на сиденье, уперевшись локтями и коленями в спинку расположенного впереди кресла.
При аварии водителю упереться ногами в пол, а руками в баранку руля, голову прижать к рукам и, напрягая все мышцы, переждать удар. Или упасть вбок на пассажирское место.
Главный принцип действий при аварии стремиться оказаться как можно ниже и занять как можно меньше места.
После остановки машины покинуть салон. Если при аварии дверь заклинило выбить лобовое стекло.
Убедиться, что нет угрозы пожара.
Зафиксировать автомобиль, если он находится в неустойчивом равновесии.
Людей, зажатых в обломках машины, не следует вытаскивать, применяя силу.
Нельзя.
Сажать детей на переднее сиденье.
Разрешать детям играть с дверными ручками.
Перевозить в салоне и багажнике дополнительное горючее и другие опасные грузы.
Находиться внутри потерпевшего аварию автомобиля при сильном запахе бензина.
Действия при пожаре в автомобиле.
Гораздо более редкое, чем ДТП, происшествие. Но не менее разрушительное. Пожар чаще всего случается из за неисправности автомобиля (замыкания электросети, утечка и воспламенение масла), в результате аварии или из за небрежного обращения с огнем водителя или пассажиров. Любой пожар в автомобиле, кроме злонамеренных взрывов, начинается с запаха, подтекающего бензина, масла либо дыма. Запах первый и иногда единственный сигнал об опасности. Почувствовав его, необходимо остановиться, заглушить мотор, осмотреть автомобиль, найти и устранить вызвавшую его причину. И тогда дальнейшие советы вам не пригодятся.
Современный автомобиль напичкан синтетическими материалами, которые при горении убивают человека в считанные минуты. Именно поэтому на любую угрозу пожара надо реагировать мгновенно. Чего большинство водителей не делают, так как имеют дурную привычку вначале доехать до удобной стоянки. И доезжают до районного морга. Небольшой очаг пожара всегда можно загасить с помощью бортовогоогнетушителя, направив струю на источник возгорания. Ах, у вас его нет? Или он неисправен, потому что вы возили на техосмотр пустышку? Значит, вы имеете возможность прикупать новый автомобиль каждый календарный месяц.
Нет? Тогда хватайте кусок плотного брезента, в крайнем случае плащ и накрывайте этот очаг, лишая его доступа кислорода. Или выливайте на него весь запас пепси колы. Или забрасывайте песком, землей, снегом. Только не пытайтесь тушить пожар, если только что работали с бензином или маслом. Сгорите раньше автомобиля. Действуйте издалека. Открывайте капот, из под которого валит дым, палкой. Плещите воду, отойдя от огня на пару метров. Зовите на помощь людей. Ну что, справились? Нет? Тогда отбегите на 10 15 метров, чтобы не попасть под возможный взрыв, и постарайтесь быстро пересмотреть свое отношение к жизненным ценностям. И вспомнить, что в детстве вам очень нравилось ездить на велосипеде.
Да, не забудьте отогнать, оттащить на буксире, оттолкать или хотя бы облить водой расположенные близко машины. Чтобы пострадавшие водители не объединились тут же, на месте, в общество автопогорельцев и не устроили над вами суд Линча. Крайне опасно спасать свой загоревшийся автомобиль, пытаясь добраться своим ходом до ближайшего водоема или пожарной части. Даже если до них всего лишь триста метров. Даже если сто! Помните, продолжая путь на горящей машине, вы подвергаете опасности не только свою жизнь! Хотя свою в первую очередь!
По материалам книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях.
Андрей Ильичев.