Svarkin-spb.ru

Бачки тормозной жидкости и тосола

Как проверить уровень тормозной жидкости?

На что влияет тормозная жидкость?

Естественно, о том, как проверить уровень тормозной жидкости, сказано и написано очень много. Поэтому стоит объяснить автовладельцам, почему она так важна. И дело даже не в том, что при низком уровне тормозухи в бачке, система торможения хуже реагирует на приказы водителя.

Недостатком тормозной жидкости является её низкий порог гигроскопичности. Иными словами она способна впитывать влагу. Просочиться влага может сквозь слабые места в системе, даже поры шлангов могут её пропускать. Итогом смешивания тормозухи и влаги становится потеря изначальных свойств. Большинство автовладельцев даже не имеют представления о происходящих в системе тормозов описанных процессах. Если провести проверку, то у каждого второго водителя можно выявить проблемы.

При наличии в тормозной жидкости даже трёх процентов влаги, температура кипения снижается до 150 градусов. Хотя при идеальном раскладе этот параметр должен находиться на отметке в 250 градусов. Соответственно, в случае резкого использования тормозов и последующего перегрева колодок случится закипание жидкости и появление пузырьков. При этом жидкость станет легко поддаваться сжатию, что приведёт к замедленной передаче тормозного усилия. Таким образом и происходят так называемые провалы тормозов.

Вообще, тормозная жидкость подлежит замене после пробега максимум шестьдесят тысяч километров. Либо после двух лет использования автомобиля при меньшем пробеге.

Некоторые водители со стажем могут подвергнуть сомнению вышеприведённую информацию. И мотивируют они это тем, что в любом современном автомобиле есть большое количество электроники, которая найдёт любые ошибки. Однако при прохождении техосмотра можно спросить о наличии влаги в тормозной жидкости и её влиянии на поведение автомобиля на дороге. Любой сотрудник диагностической станции подтвердит, что даже три процента влаги снижает эффективность торможения в несколько раз.

Как проверить наличие влаги?

Для проверки уровня влаги, которая присутствует в тормозной жидкости, можно использовать очень простой в применении прибор, оснащённый всего тремя лампочками разного цвета. Достаточно опустить его в бачок с исследуемой жидкостью и за пару секунд тестер выдаст результат. Но и тут лучше всего посетить сервисную станцию, где сотрудники произведут замеры уровня влаги, а также замену тормозухи, в случае необходимости.

Автомобильный справочник

для настоящих автомобилистов

Тормозные жидкости и антифризы

Тормозные жидкости и антифризы также относятся к рабочим жидкостям автомобиля. За время их существования неоднократно менялись эксплуатационные требования, что заставляло производителей изменять состав и свойства жидкостей. Вот о том, что сейчас представляют тормозные жидкости и антифризы, мы и поговорим в этой статье.

Читать еще:  В автомобилях появится Ethernet

Тормозные жидкости

В соответствии с техническими условиями, эти жидкости обеспечивают устойчивую и на­дежную работу тормозных систем. Техниче­ские требования к тормозным жидкостям определяются нормативными документами (стандарты SAE J 1703, FMVSS 116, ISO 4925). Эксплуатационные характеристики тормоз­ных жидкостей содержатся в Федеральных требованиях безопасности автомобильного транспорта в США (FMVSS116), а также в дру­гих национальных нормативных документах. Основные свойства тормозных жидкостей, соответствующие требованиям министерства транспорта США (DOT), приведены в табл. «Характеристики тормозных жидкостей».

Технические характеристики тормозных жидкостей

Установившаяся температура кипения

Установившаяся температура кипения определяет величину сопротивления тор­мозной жидкости тепловым нагрузкам. Теплота, образующаяся при работе тормозных гидроцилиндров колес (наибольшая темпе­ратура во всей тормозной системе) является критическим параметром безопасной работы тормозной системы. При температуре, пре­вышающей точку кипения, происходят интен­сивное образование воздушных пузырьков испаряющейся тормозной жидкости, что мо­жет привести к отказам в работе тормозной системы.

Влажностная точка кипения тормозной жидкости

Влажностная точка кипения тормозной жидкости характеризует установившу­юся температуру кипения тормозной жидко­сти в зависимости от абсорбируемой влаги (приблизительно 3,5%). Вследствие попада­ния в тормозную жидкость воды точка кипения снижается. Абсорбция влаги происходит, в основном, за счет диффузии воды через гибкие трубопроводы тормозной системы. Вследствие этого гибкие соединительные трубопроводы заменяются через 1-2 года. На рис. «Зависимость температуры кипения тормозной жидкости от влажности» показана зависимость снижения точки кипения двух типов тормозной жидкости от абсорбируемой в ней воды.

Вязкость тормозной жидкости

Чтобы обеспечить надежную работу тор­мозной системы в диапазоне температур от -40 до +100 °С, вязкость тормозной жидкости должна оставаться по возможности постоянной с минимальной зависимостью от температуры. Поддержание минимально возможной величины вязкости при очень низких температурах особенно актуально при использовании антиблокировочной системы тормозов (ABS), системы регулирования тя­гового усилия на колесах (TCS) и системы электронного управления устойчивостью движения (ESP).

Сжимаемость тормозной жидкости

Тормозная жидкость должна в процессе экс­плуатации сохранять низкий уровень сжима­емости и иметь минимальную чувствитель­ность к колебаниям температуры.

Защита от коррозии тормозной жидкости

Стандарт FMVSS 116 регламентирует требова­ния к тормозной жидкости по защите от кор­розии: она не должна оказывать корродиру­ющего воздействия на металлические детали тормозной системы. Защитные антикорро­зийные свойства обеспечиваются внесением в тормозную жидкость специальных присадок.

Набухание эластомеров

Допускаемая величина набухания эластоме­ров под воздействием тормозной жидкости не должна превышать 10%. При большей вели­чине набухания прочностные свойства эласто­меров существенно снижаются. Даже незна­чительное загрязнение (минеральным маслом, растворителями) тормозной жидкости на гли­колевой основе может привести к разрушению резиновых изделий (таких, как уплотнения) и выходу из строя всей тормозной системы.

Химический состав тормозной жидкости

Гликоли

Большинство тормозных жидкостей основано на различных соединениях гликолей (двух­атомных спиртов). Хотя эти соединения ис­пользуются для получения тормозных жидко­стей, удовлетворяющих требования стандарта DOT3 (табл. «Характеристики тормозных жидкостей с различными химическими свойствами» ), их повышенные гигроскопи­ческие свойства являются причиной относи­тельно быстрой абсорбции влаги, сопровож­дающейся снижением температуры кипения тормозной жидкости.

При условии, если свободные ОН-группы (гид­роксилы) частично связаны сложными эфирами с борной кислотой, образуется высококачест­венная тормозная жидкость D0T4 (или «D0T4+», «Super D0T4», DOT5.1), которая, при взаимо­действии с влагой, полностью ее нейтрализует. Поскольку снижение температуры кипения тормозной жидкости DOT4 за время ее эксплуатации происходит значительно медленнее по сравнению с жидкостью DOT3, срок ее службы увеличивается.

Стандарт ISO 4925 устанавливает следую­щий класс качества, а именно «класс 6». Ка­чество жидкостей, удовлетворяющих этому классу, немного лучше, чем DOT4, но при этом класс 6 характеризуется меньшей вязкостью на холоде.

Читать еще:  Автомобиль в зимний период года

Тормозные жидкости на основе минеральных масел (ISO 7308)

Преимуществом тормозных жидкостей, соз­данных на основе минеральных масел, явля­ется отсутствие у них гигроскопичности, поэтому температура кипения (при отсутствии абсорбции влаги) не снижается. Минераль­ные и синтетические масла для тормозных жидкостей отбираются с особой тщательно­стью. Для обеспечения как можно меньшей зависимости вязкости от температуры в тор­мозную жидкость добавляются специальные присадки.

Нефтяная промышленность, помимо топлив, также поставляет для тормозных жидкостей различные присадки, улучшающие их свойства. Следует отметить, что не рекомендуется в тор­мозные системы, в которых в качестве тормоз­ной жидкости применяются гликоли, добавлять тормозные жидкости, созданные на основе ми­неральных масел (или наоборот), чтобы не допустить набухания эластомеров.

Силиконовые жидкости (SAE J 1705)

Поскольку силиконовые жидкости, также, как и минеральные масла, не абсорбируют влагу, они в ряде случаев успешно применяются в ка­честве тормозной жидкости. Недостатками силиконовых жидкостей являются сущест­венно более высокая сжимаемость и худшие смазывающие свойства, что ограничивает их применение в качестве рабочей жидкости во многих гидравлических системах.

К нежелательным последствиям примене­ния силиконовых жидкостей и минеральных масел приводит накопление воды в свобод­ном виде, которая выпаривается при нагреве жидкости свыше 100 °С и замерзает при охлаждении ее ниже 0 °С, с образованием пузырьков, препятствующих нормальной ра­боте системы.

Охлаждающие жидкости

Системы охлаждения предназначены для от­бора части теплоты, выделяемой двигателем при сгорании топлива, которая не преобразу­ется в механическую энергию. Охлаждающая жидкость переносит поглощенное в рубашке цилиндров двигателя тепло в теплообменник (радиатор), где происходит рассеивание те­пловой энергии. Циркулирующая в системе охлаждения жидкость подвергается экстре­мальным тепловым нагрузкам. Кроме того, эта жидкость не должна вызывать коррозию металлических элементов системы.

Благодаря высокой удельной теплоемко­сти и соответствующему теплопоглощению, вода является отличной охлаждающей жид­костью, хотя и имеет определенные недос­татки:

  • Обладает корродирующими свойствами;
  • Имеет высокую температуру замерзания (0°С).

Эти недостатки обусловливают необходи­мость введения в воду соответствующих до­бавок для обеспечения устойчивой работы системы охлаждения.

Антифризы

Антифризы или водные растворы спиртов, гликолей, глицерина и некоторых неоргани­ческих солей, не замерзающие при низких температурах, позволяют понизить темпе­ратуру замерзания охлаждающей жидкости.

При добавлении в воду растворимых в ней этиленгликолей, она, не замерзая при низких температурах, свободно циркулирует в сис­теме охлаждения двигателя, при этом темпе­ратура кипения ее повышается (см. табл. «Характеристики водно-этиленгликолевой охлаждающей жидкости» ).

Изготовители автомобилей в инструкциях по эксплуатации рекомендуют разнообраз­ные дополнительные составы охлаждающих жидкостей, не замерзающих при различных температурах окружающего воздуха.

Присадки для охлаждающей жидкости

Охлаждающие жидкости должны содер­жать эффективные присадки для предохра­нения гликолей от окисления, а также для защиты металлических элементов систем охлаждения от коррозии.

  • Замедлители коррозии (силикаты, нит­раты, нитриты, соединения молибдена, производные бензотиазола);
  • Буферы (бораты);
  • Антипенные присадки (силиконы).

Как понять, что тормозную жидкость пора менять? Тест карманного анализатора

Заменой тормозной жидкости многие автовладельцы пренебрегают — кто-то по незнанию того факта, что она не вечна, кто-то — считая рекомендации автопроизводителей лишним разводом на деньги. Попробуем покопаться в этом вопросе поглубже! Проверяем тормозную жидкость на наличие воды, выясняем качество китайского тестера «тормозухи», консультируемся с экспертами и делаем выводы.

Как «стареет» тормозная жидкость?

D OT-4 — наиболее популярная и распространенная сегодня тормозная жидкость. На всякий случай уточню, что это не марка, а стандарт, включающий в себя определенный химический состав и набор свойств. «Тормозуху» стандарта DOT-4 производит множество брендов автохимии, и вся она совместима между собой. То есть, для доливки или замены можно использовать DOT-4 любого производителя — даже если у них различаются оттенки. И совершенно не обязательно выяснять, что за марка была залита заводом или предыдущим владельцем, гнаться за оригинальной жидкостью под логотипом автопроизводителя или просто за «крутым импортом» — российские тормозные жидкости прекрасно подходят для любой иномарки.

Читать еще:  Прогрев автомобиля в зимнее время

Теперь касательно процесса работы жидкости в тормозной системе. «Тормозуха» стандарта DOT-4 является сильным абсорбентом — она склонна активно поглощать влагу из воздуха, а также накапливает в себе микрочастицы резины от износа манжет поршней рабочих и главного тормозных цилиндров, и частицы ржавчины.

От этого развивается дальнейшая коррозия цилиндров и их закисание, возрастает усилие на педали из-за ухудшения смазывающих свойств жидкости, а также возникает риск закипания воды в составе «тормозухи» при многократных интенсивных торможениях, что может привести к проваливанию педали в экстремальной ситуации. Принято считать, что при 3-4% воды в жидкости (по массе) температура закипания снижается чуть ли не в полтора раза, и жидкость в системе необходимо менять, не дожидаясь появления в ней даже трех процентов влаги.

При этом если взвесь посторонних частиц хорошо видна визуально, и необходимость замены мутной и потемневшей жидкости — очевидна, то наличие воды оценить на глаз невозможно. Как определить срок замены «тормозухи»?

С одной стороны, можно, не ломая голову, менять по пробегу или по времени — у каждого автопроизводителя существует регламент технического обслуживания, где замена тормозной жидкости требуется раз в 40-60 тысяч километров пробега или раз в 2-3 года, если пробег небольшой.

С другой — и машины бывают с неизвестной историей, да и у «официальных» авто хорошо бы быть уверенным в том, что обслуживающий механик реально заменял жидкость, а не халтурил, ограничившись отметкой в заказ-наряде. Ведь не секрет, что даже у официального дилера можно нарваться на протирку масляного фильтра тряпкой вместо замены масла… В этом случае может помочь несложный прибор — тестер тормозной жидкости. Давайте посмотрим, как он устроен и как работает!

Тестер тормозной жидкости

Любой рукастый автовладелец понимает, что иметь качественные и сложные (а тем более — специализированные!) инструменты и приборы для ремонта и диагностики автомобиля — здорово, но едва ли оправдано. Когда ваша машина — достаточно свежая, у вас нет второго-третьего старенького чисто «хоббийного» автомобиля, а по роду деятельности с авторемонтом вы не связаны, тратить деньги на «узкозаточенный» инструмент — нецелесообразно. Поэтому тестер тормозной жидкости если уж и иметь, то разве что совсем недорогой.

Безымянный прибор для нашего обзора был приобретен в китайском интернет-магазине за 300 с копейками рублей и, судя по его внешнему виду, он является типичным OEM-устройством — например, полторы тысячи просят за абсолютно такой же гаджет под маркой JTC — относительно известного тайваньского производителя инструментов. А за две тысячи рублей продается он же, но с логотипом еще более известного инструментального бренда Jonnesway.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector