Svarkin-spb.ru

Автомобильные карбюраторы – история развития

Автоисток | Путешествие в историю создания и развития автомобиля

О вкусной и здоровой пище

С первых дней существования автомобиля проблема обеспечения двигателя бесперебойным питанием всегда доставляла конструкторам немало забот. Как подавать бензин к карбюратору, где разместить топливный бак, как застраховаться от пожара? Ответы находились не сразу.

На «Руссо-Балте С24-35» 1912 года отработавшие газы поступали в бак и гнали топливо под давлением к мотору

Самое простое решение — пусть бензин течет в карбюратор из бака под действием силы тяжести. Расположите бак повыше, и самотек обеспечен. В этом случае при неработающем моторе необходимо закрывать кран на бензопроводе. Он часто подтекает, и пары бензина, которые скапливаются при такой утечке, могут воспламениться. Если водитель забыл закрыть кран, то неизбежен перелив топлива. А это опять же чревато пожаром.

При подаче самотеком бак чаще всего размещали под капотом непосредственно перед панелью приборов. На автомобилях Trabant, выпускаемых в Восточной Германии, такое расположение можно было встретить вплоть до 70-х годов прошлого века. Бывало, что бензобак находился под сиденьем водителя. Он располагался чуть выше карбюратора, который, например на Ford T, был на уровне лонжерона рамы. На крутых подъемах карбюратор оказывался выше бака, и мотор глох. И тогда одолеть подъем удавалось лишь задним ходом.

На дешевых моделях подача топлива самотеком сохранялась долго. Но большие автомобили с моторами рабочим объемом 4 л и более расходовали много топлива, а объем размещенного под капотом бака был недостаточен. Наиболее подходящее место для хорошего резервуара нашлось в задней части рамы, между рессорами. Но как в таком случае подавать топливо к мотору?

Хитрости ушедших лет

Ha Tatra-57 1933 года бензобак стоял под капотом, и топливо из него под действием силы тяжести поступало в карбюратор

Бак закрывался герметичной пробкой. Перед пуском двигателя водитель ручным насосом вроде велосипедного накачивал воздух в бак и вытеснял бензин по бензопроводу в карбюратор. Как только мотор «оживал», через обратный клапан по специальной трубочке отработавшие газы начинали поступать в бак и поддерживали в нем нужное давление.

Трубочки засорялись, а при заправке топливом из бака — достаточно было отвернуть герметичную пробку — выбрасывался поток отработавших газов. Оставляя машину в гараже на ночь, тоже приходилось отвинчивать пробку, чтобы стравить давление. Решение было не самым лучшим.

Не мытьем, так катаньем

В 20-е годы сложный и хитроумный вакуум-аппарат оказался «факиром на час»

Если не давление, то, может быть, разрежение? При работе мотора во впускном коллекторе всегда создается вакуум. Так родился хитроумный прибор под названием «вакуум-аппарат». Его ввела в обиход американская фирма «Stewart» в конце 10-х годов.

В этом агрегате вакуум, создаваемый во впускном коллекторе, тянул бензин из бака по бензопроводу. Сам вакуум-аппарат имел свою поплавковую камеру и сложную систему рычажков и тяг, исключавших переполнение прибора бензином. Запаса топлива в резервуаре хватало для обеспечения бесперебойной работы мотора.

Серьезными минусами вакуум-аппарата являлись его сложность и, как следствие, ненадежность. Кроме того, на подъемах при движении с полностью открытой дроссельной заслонкой расход бензина был велик, а вакуум-аппарат из-за малого разрежения во впускном трубопроводе при таком режиме не обеспечивал надежной подачи топлива.

Дорогу «лягушкам»!

Шестеренчатый бензонасос фирмы SU (50-е годы) с приводом от электродвигателя

Так водители называли диафрагменные бензонасосы с механическим приводом от кулачка на распределительном валу. Такой насос хорошо известен всем автомобилистам. Впервые его применила фирма «Warner»: в 1926 году диафрагменными насосами стали комплектоваться все модели «General Motors», а затем и автомобили других компаний-производителей.

Конечно, были испробованы бензонасосы и других типов — шестеренчатые, поршневые… Но диафрагменные получили наибольшее распространение. Все подобные конструкции имели механический привод, были надежны, просты и дешевы. Тем не менее ряд фирм, занимавшихся топливными системами, нашел альтернативу. Например, английская компания SU предложила насос с электрическим приводом. Это был либо электромотор, либо пульсатор с соленоидом. Насос с электроприводом можно было установить в любом удобном месте автомобиля: около бензобака или рядом с лонжероном рамы. Они получили в свое время достаточно широкое распространение. Так, в 1963 году из 20 английских производителей автомобилей 10 применяли электрические бензонасосы: «Jaguar», «Rover», MG, «Morris», «Riley» и другие.

Читать еще:  Как выбрать автомобильную щётку для снега? 4 простых совета

Впрыск, изменивший все

Насосы с механическим приводом сохраняли прочные позиции, пока на машинах применялись карбюраторы, оборудованные поплавковыми камерами для поддержания нужного уровня топлива в жиклерах.

Jaguar Mark II 3,8 L 1963 года имел систему питания с двумя карбюраторами и двумя электрическими бензонасосами

Системам впрыска бензина не требовалась поплавковая камера. В противоположность карбюраторам они распыляли топливо не за счет разрежения, а благодаря разбрызгиванию его под давлением. Вся система подачи бензина была пересмотрена. Он закачивался из бака электрическим (и только таким) насосом в так называемый топливный аккумулятор — аналог поплавковой камеры. Там горючее накапливалось, а забирал его впрыскивающий насос. Количество бензина в топливном аккумуляторе поддерживала система клапанов, и по специальному трубопроводу избыток бензина стравливался в бак. При этом удобнее всего и электрическии насос, и аккумулятор размещать как можно ближе к баку. В наше время чаще всего применяется насос, погруженный в бензобак. Наверное, можно было бы найти и иную комбинацию элементов системы питания, но сегодня наиболее распространена именно такая схема.

Элементарный карбюратор

Для чего служит карбюратор?

Карбюратор нужен для приготовления горючей смеси из жидкого топлива и воздуха для питания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания. Топливо в карбюраторе распыливается и перемешивается с воздухом, после чего подаётся в цилиндры.

Устройство и работа элементарного карбюратора

Принципиальная схема элементарного карбюратора показана на рисунке ниже.

Основными элементами карбюратора являются поплавковая камера 8 с поплавком 2 и запорным клапаном 1, топливный жиклер 7, дроссельная заслонка б, распылитель 4 и диффузор 5. Свободный от топлива объем поплавковой камеры сообщается, как показано на рисунке. с началом воздушного канала. В этом случае поплавковую камеру называют сбалансированной.

С помощью поплавка 2 и игольчатого клапана 1 в поплавковой камере 8 поддерживается примерно постоянный уровень топлива. Для предотвращения вытекания топлива через распылитель устье распылителя располагают выше уровня топлива в поплавковой камере на 2—8 мм.

Рис. Принципиальная схема простейшего карбюратора: 1 — запорный клапан; 2 — поплавок; 3 — балансировочный канал; 4 — распылитель; 5 — диффузор; 6 — дроссельная заслонка; 7 — жиклер; 8— поплавковая камера

Топливный жиклер 7 дозирует топливо, поступающее через распылитель 4 в воздушный канал карбюратора. Дроссельной заслонкой регулируется количество горючей смеси, подаваемой из карбюратора во впускной тракт и цилиндры двигателя.

На тракте впуска между окружающей средой и цилиндром создается перепад давлений, в результате которого воздух из окружающей среды поступает в воздушный канал карбюратора и движется по этому каналу. В диффузоре 5 сечение воздушного потока уменьшается, в результате чего повышается его скорость и создается местное разряжение. Максимального значения разряжение достигает в наиболее узкой части диффузора, где обычно устанавливается сопло распылителя 4. Под действием разряжения в диффузоре топливо из распылителя фонтанирует в воздушный канал. При выходе из сопла распылителя топливо подхватывается воздушным потоком и, перемещаясь по воздушному каналу со значительно меньшей скоростью, чем воздух, мелко распыляется. Затем в смесительной камере, которая находится в зоне дроссельной заслонки, распыленное топливо частично испаряется, образуя горючую смесь.

В зависимости от направления потока горючей смеси различают карбюраторы с восходящим, падающим и горизонтальным потоками. Наибольшее распространение получили карбюраторы с падающим потоком, так как они обеспечивают более равномерное распределение горючей смеси по цилиндрам, что улучшает мощностные и экономические показатели двигателя.

Читать еще:  Как выбрать сетку для багажника автомобиля

В зависимости от количества смесительных камер различают однокамерные и двухкамерные карбюраторы. Применение двух и более камер также позволяет улучшить смесеобразование, т.е. обеспечить более качественное перемешивание топлива с воздухом и равномерное распределение смеси по цилиндрам в многоцилиндровом двигателе.

Кто изобрел первый карбюратор?

Первый в мире карбюратор был изобретен совместно венгерским инженером и изобретателем Яношем Чонка и венгерским физиком Донатом Банки в 1893 году.

Изобретение Банки и Чонкой карбюратора внесло большой вклад в развитие автомобильной промышленности, т.к. до этого момента не было придумано более эффективного способа правильно смешивать топливо и воздух для двигателя. Ходят слухи, что идею для создания карбюратора Банки позаимствовал у цветочницы, когда случайно обратил внимание на то, как она опрыскивает свои цветы водой изо рта.

Общая часть. История развития автомобильного транспорта в России

Становление и развитие автомобильного транспорта стало знаковым явлением ХХ века, а уровень автомобилизации – индикатором уровня развития любой страны, в том числе и России.

В условиях растущего российского рынка автомобильный транспорт стал ключевым звеном транспортной системы России. Сегодня нет такой отрасли в нашем народном хозяйстве, которая могла бы эффективно работать без автомобиля. На долю автомобильного транспорта приходится более 72% общего объема перевозок грузов, перевозимых транспортным комплексом страны, и более половины всего пассажиропотока. По объемам грузоперевозок он превосходит железнодорожный магистральный транспорт почти в 6 раз, а пассажирских перевозок – в 17 раз. Каждый день автомобильным транспортом перевозится более 65 миллионов пассажиров и около 17 миллионов тонн грузов.

Развитие российского товарного рынка обеспечивается за счет дополнительных преимуществ, присущих автотранспорту. Это прежде всего ценовая доступность, технологическая и коммерческая гибкость. Важным фактором, стимулирующим развитие автотранспорта, стала конкуренция как внутри самой отрасли, так и с другими видами транспорта.

На автотранспорте фактически ликвидирована монополия государственных предприятий. Экономические реформы сделали автотранспортные перевозки по-настоящему народным бизнесом. Этот сектор является сейчас огромным «полигоном», на котором наиболее активно отрабатывают формы и методы своего бизнеса субъекты малого предпринимательства.

Велико значение малого бизнеса в транспортном обслуживании населения в городах и пригородах. В 440 городах России на основе конкурсного отбора работают около 37 тысяч привлеченных автобусов, рост объемов по этому сектору рынка услуг пассажирского транспорта за 9 месяцев текущего года превысил 37%.

По данным Российской транспортной инспекции, за счет более полного решения вопросов о бюджетных компенсациях льготного проезда ветеранов и инвалидов в городском и пригородном сообщении увеличиваются суммы дотаций автотранспортным предприятиям, их фактические убытки в первом полугодии 2002 года возмещены на 87,4%, что на 3,7% превышает уровень соответствующего периода прошлого года. Благодаря принятым мерам по защите и повышению конкурентоспособности отечественных международных автоперевозчиков объемы перевозок грузов на рынке транспортных услуг в первом полугодии текущего года увеличились на 7,8% (с 9528 тыс. до 10271,8 тыс. тонн). Удельный вес российских перевозчиков возрос с 32,7 до 34,3%.

В рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» начали реализовываться подпрограммы «Безопасность дорожного движения» и «Реформирование пассажирского транспорта общего пользования».

Министерством транспорта совместно с Минприроды разработан проект федеральной целевой программы «Снижение негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду».

Для выработки мер по повышению эффективности работы автомобильного транспорта Минтрансом подготовлена Концепция развития автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2010 года. Представлен в Правительство РФ проект новой редакции Устава автомобильного транспорта, в настоящее время ведется разработка «подуставных» Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, Правил перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом, общих Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, Правил перевозок пассажиров и багажа на автомобильном транспорте Российской Федерации.

Читать еще:  Внешний тюнинг автомобилей

Совместно с Минпромнауки в рамках одобренной Концепции развития автопрома разработан перечень первоочередных стандартов, устанавливающих требования и методы оценки надежности и безопасности автобусов.

В ходе реализации мероприятий ФЦП по восстановлению объектов автотранспорта в Чеченской Республике в текущем году освоен объем ремонтно-восстановительных работ на сумму 60 миллионов рублей, приобретено 35 автобусов и 41 грузовой автомобиль, закуплено запасных частей на сумму 3,56 миллионов рублей.

Однако по-прежнему существует ряд острых проблем, которые в ближайшей перспективе могут негативно сказаться на уровне автотранспортного обслуживания народного хозяйства и населения страны.

Первая проблема – обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах России. Тенденция роста аварийности на автомобильном транспорте наблюдается четыре года подряд, но особенно тревожная ситуация сложилась в этом году. За 9 месяцев количество ДТП возросло на 14,1%, погибших – на 8,8%, раненых – на 16,3%.

Принятие нового закона по лицензированию вывело из-под контроля более 80% автотранспортных средств, используемых для некоммерческих перевозок. Отмена обязательной сертификации услуг пассажирского автотранспорта значительно усложнила работу по обеспечению БДД и снижению негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду.

Масштабная автомобилизация страны, диспропорция между приростом автомобильного парка и развитием улично-дорожной сети, высокий уровень изношенности подвижного состава, вовлечение в транспортный процесс все большего количества субъектов малого бизнеса – все это в настоящий момент не позволяет в рамках существующих механизмов госрегулирования и профилактики ДТП стабилизировать положение дел. Требуется скорейшее принятие дополнительных мер, которые помогут адекватно противодействовать негативным тенденциям.

Вторая острейшая проблема – низкие темпы обновления парка подвижного состава. Это обусловлено ограниченными инвестиционными возможностями автохозяйств, дефицитом местных бюджетов, отсутствием рациональных финансовых механизмов обновления парка. Сегодня около 83% грузовых автомобилей и порядка 58% автобусов подлежат списанию. В 2001 году автотранспортными предприятиями было приобретено 4,8 тыс. грузовых автомобилей и 11 тыс. автобусов, при этом из эксплуатационного парка выбыло 16,6 тыс. грузовых автомобилей и 13,5 тыс. автобусов.

Выход из этой ситуации видится в развитии лизинговых схем приобретения грузовых автомобилей и оказании государственной финансовой поддержки по приобретению пассажирского подвижного состава.

Третья проблема – кризисное состояние общественного пассажирского транспорта, который нуждается в глубоком реформировании, направленном на сокращение доли бюджетных субсидий. Необходимо обеспечить переход к системе самофинансирования и самоокупаемости, сформировать конкурентную среду, создать условия для привлечения крупных частных инвестиций.

Минтранс России принял участие в согласовании разработанного Минтрудом России проекта федерального закона «Об адресной компенсации льгот по проезду на транспорте, предоставляемых по профессиональной принадлежности». В основу законопроекта положен принцип перевода социальных льгот в денежные компенсационные выплаты, а также механизм предоставления гражданам транспортных льгот и их компенсации. В декабре 2002 года законопроект будет направлен Минтрудом России в Правительство Российской Федерации.

В рамках подпрограммы «Реформирование пассажирского транспорта общего пользования» началась реализация двух крупных пилотных проектов во Владимире и в Ростове-на-Дону. Эти города должны стать местом отработки перспективных моделей организации работы пассажирского транспорта в условиях регулируемого рынка. В случае успешного завершения этих проектов они будут внедряться в других регионах Российской Федерации.

К числу позитивных изменений, происходящих в отрасли, следует отнести активизацию деятельности Российского автотранспортного союза (РАС). В настоящее время интенсивно развивается сеть его региональных ассоциаций. В состав РАС входят 85 ассоциаций, союзов и некоммерческих партнерств. Союз имеет представительство практически в каждом субъекте Российской Федерации, под его эгидой объединено большинство общероссийских и межрегиональных ассоциаций, имеющих отношение к автотранспортной деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector