Прямая и обратная полярность аккумулятора
Полярность аккумулятора — что это и как ее определить?
Одним из источников питания электроэнергией бортовой сети автомобиля является аккумулятор (он же просто батарея или АКБ). Работа этого элемента основана на химических реакциях, но водителю не обязательно знать все нюансы в его конструкции и принципы функционирования, тем более, что конструкция батареи такова, что или требует минимального вмешательства, либо вообще его не требует.
Для большинства автовладельцев – это всего лишь пластиковая герметичная коробка с ручкой (корпус батареи), с двумя выводами на верхней крышке к которым подключается «плюсовой» и «минусовой» провода. В ряде моделей могут дополнительно иметься пробки, для проведения обслуживания аккумулятора, а также сигнальное окошко, по которому можно узнать, что требуется вмешательства (долить воды или зарядить аккумулятор).
Всё, что остается водителю -это правильно подключить провода с клеммами к выводам батареи и все. Но часто возникает достаточно интересная проблема – на старом АКБ провода запросто доходили до выводов и накидывание клемм не составляло труда. А после приобретения новой батареи оказывается, что у нее «плюс» и «минус» поменяны местами и проводка не достают до своих выводов.
Все дело оказывается в таком термине, как полярность. Но в отличие от физических понятий полярности в аккумуляторе все значительно проще. Этот термин в аккумуляторе определяет расположение токовыводящих элементов (тех самых выводов, к которым подключаются провода бортовой сети) на крышке корпуса.
Видео: Определение полярности автомобильного аккумулятора
Прямая и обратная полярность аккумулятора
И при подборе нового аккумулятора важно правильно выбрать его полярность, чтобы подключение к бортовой сети авто не создало проблем. Самыми распространенными являются два типа полярности:
У них дополнительно есть еще ряд обозначений, которые будут упомянуты ниже.
Вообще определить, какая полярность у АКБ – очень просто. Но не зная, какая батарея нужна для вашего авто, определение полярности не поможет. Поэтому очень важно перед поездкой на рынок за новым аккумулятором просмотреть расположение проводов с клеммами на автомобиль.
Теперь о самом термине и как его определять. Прямая полярность используется на всех ВАЗах, поскольку АКБ с таким расположением выводов – разработка еще советских конструкторов, поэтому этот тип выводов часто еще называется «российским». Дополнительно в такую полярность еще обозначают цифрой «1». У аккумуляторов с таким типом полярности «плюсовой» вывод располагается слева, а «минусовой» — справа.
Обратная полярность – полная противоположность прямой, то есть, выводы у них поменяны местами («плюсовой» — справа, «минусовой» — слева). Используется такой тип на многих зарубежных авто, но не всех. Поэтому эту полярность еще называют «европейской», также она еще обозначается цифрой «0».
Существуют еще несколько видов полярности, но они особого распространения не получили. К примеру в США используется их собственная полярность – «американская», которая отличается тем, что выводы у них установлены не на верхней крышке корпуса, а на боковой поверхности.
Как определить полярность аккумулятора и чем грозит спутывание полярности
Рассмотрим, как же определить, какой тип полярности имеет аккумуляторная батарея. И здесь все просто, нужно всего лишь повернуть батарею «лицом» к себе. Ориентироваться можно по этикетке на боковой поверхности, поскольку она клеится на лицевой части, или по самим выводам. Батарею нужно повернуть так, чтобы они располагались с ближней стороны, то есть, повернута к вам. А после этого и нужно смотреть, с какой стороны расположены выводы. Если «плюсовой» — слева, то это прямая полярность, если справа – обратная.
А теперь о том, чем грозит неправильный выбор по полярности, и какие проблемы это может создать. Полярность указывается неспроста. Дело в том, что у каждого автомобиля имеется специальное посадочное место для АКБ, где он и закрепляется. При этом провода с бортовой сети подводятся каждый со своей стороны и длина их – определенная. Все это направлено на то, чтобы случайно не перепутать их перед подключением. Но неправильно подключить АКБ все же возможно из-за все той же полярности. Для примера, на ВАЗ установлена батарея прямой полярности, а владелец при покупке нового не обратил внимание и купил «европейский» аккумулятор. При попытках установить его на авто, «плюс» оказывается с другой стороны, поэтому и получатся «переплюсовка», которая может нанести значительный вред.
Неправильное подключение приводит к перегоранию электронных приборов бортовой сети авто и может стать причиной пожара. Интересно, что не все электроприборы сгорят, поскольку ряд из них особо не восприимчивы к изменению полюсов. К примеру, обычной лампе накаливания разницы нет, как сделано подключение, она гореть будет. Что касается электродвигателей, то при смене полюсов они всего лишь начинают крутить в другую сторону. А вот электронные приборы сгорят, поскольку для них «переплюсовка» недопустима.
Сразу скажем, что производители аккумуляторов тоже принимают участие в том, чтобы предотвратить возможное неправильное подключение. И делают они это путем использования разных по размеру выводов. Диаметр «плюсового» вывода больше, чем «минусового». Клеммы, которые подсоединяются к проводам, тоже отличаются по размерам отверстий. Поэтому надеть и закрепить, к примеру, «минусовую» клемму на «плюсовой» вывод не получиться (если не воспользоваться молотком). Дополнительно производители наносят на корпус тиснения, указывающие, какой это вывод.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Видео: Какой аккумулятор подходит на Приору.
Что можно предпринять?
Несмотря на все предусмотрительности, проблемы с установкой АКБ из-за его полярности все же возникают достаточно часто. Чтобы их избежать, необходимо не только определить полярность батареи, но еще и посмотреть, как она расположена в посадочном месте. И это очень важно.
Все потому, что достаточно развернуть аккумулятор на 180 градусов, чтобы получить правильное положение выводов на АКБ. К примеру, на автомобиле используется батарея прямой полярности и установлена она «лицом», если смотреть на нее (этикеткой вперед). Если же взять «обратный» аккумулятор и развернуть его на 180 градусов, то выводы окажутся как надо, но при этом АКБ будет обращена тыльной стороной. А поскольку провода имеют определенную длину, то они могут просто не доставать до выводов или им что-то будет мешать.
Напоследок рассмотрим, что же предпринять, если в наличии имеется аккумулятор с неподходящей полярностью, а достать другой не представляется возможным. Здесь важно постараться расположить батарею так, чтобы «плюсовой» провод доставал до своего вывода на аккумуляторе и его можно было закрепить. Для этого можно разворачивать батарею, постараться ее сместить в сторону и т. д.
А вот с «минусовым» проводом разобраться будет значительно легче. Ведь он является массой и подключен к кузову авто. Поэтому его запросто можно нарастить. То есть, берем отрезок провода большого сечения (больше – лучше) необходимой длины. Откручиваем «родной» провод, а на его место закрепляем подготовленный. Затем перекидываем клемму и подключаем его к АКБ.
А вот «плюсовой» провод нарастить или заменить не получится поэтому и важно сделать все, чтобы подключить его к батарее «как есть», без внесения доработок, тем более, что сделать это практически нереально. Ведь обычная скрутка для наращивания длины является небезопасной.
Прямая и обратная полярность аккумулятора
Полярность автомобильных аккумуляторов
Полярность ( Layout ) — это расположение внешних клемм ( Terminals ) на верхней или передней крышке аккумулятора. Самые популярные – это “Прямая” и “Обратная” полярность, но так же используются и другие в частности «Универсальные» полярности, которые применяются как в легковом, так и в грузовом транспорте.
Номер рисунка
Полярность аккумулятора
Применяемость
Обратная [- +], (евро (0, L, R+))
Для легковых автомобилей
1
3
Обратная [+ -], грузовые (евро (3, R))
Для грузовых автомобилей
4
Прямая [- +], грузовые (рос (4, L))
2
6
9
Прямая и обратная полярность АКБ, применяется двух типов, для грузовых и легковых аккумуляторов.
Полярность для легковых АКБ.
Обратная [- +], (евро (0, L , R +))- обозначает, что в данной полярности, при развороте клемм аккумулятора ближней стороной к себе, минусовая клемма, будет слева, а плюсовая справа;
Прямая [+ -]. (1, R )- обозначает, что в данной полярности, при развороте клемм аккумулятора ближней стороной к себе, плюсовая клемма, будет слева, а минусовая справа.
Так как в разных стандартах полярность обозначается, разными символами, и для возможности расшифровать обозначение, расшифрованы условные знаки, которые соответствуют одним и тем же параметрам, в том числе:
- Обратная(Прямая)- это текстовое обозначение полярности,
- [- +]- обозначение в наглядном графическом виде и соответствует обратной полярности (для легкового типа аккумулятора)
- [+ -]- обозначение в наглядном графическом виде и соответствует прямой полярности (для легкового типа аккумулятора)
- (евро (0,L,R+))- это обозначение полярности, в буквенном или числовом виде, которое может в расшифровке аккумулятора, содержать одно из этих значений.
Пример АКТЕХ Asia 6СТ-50.1, где цифра 1 –числовой вид и обозначает, Прямую полярность ( Прямая [+ -]. (1, R )).
Полярность для грузовых АКБ.
Обратная [+ -], грузовые (евро (3, R )) – обозначает, что в данной полярности, при развороте клемм аккумулятора ближней стороной к себе(торцом), плюсовая клемма, будет слева, а минусовая справа.;
Прямая [- +], грузовые (рос (4, L ))- обозначает, что в данной полярности, при развороте клемм аккумулятора ближней стороной к себе (торцом), минусовая клемма, будет слева, а плюсовая справа;
Так же полярность обозначается, разными символами, и для возможности расшифровать обозначение, расшифрованы условные знаки, которые соответствуют одним и тем же параметрам, в том числе:
- Обратная(Прямая)- это текстовое обозначение полярности,
- [+ -]- обозначение в наглядном графическом виде и соответствует обратной полярности (для грозового типа аккумулятора)
- [- +]- обозначение в наглядном графическом виде и соответствует прямой полярности (для грозового типа аккумулятора)
- грузовые (евро (3,R)) – это обозначение полярности, в буквенном или числовом виде, которое может в расшифровке аккумулятора, содержать одно из этих значений.
Пример: АКТЕХ TT 6CT -140L3 евро, где цифра 3 и текст «евро»- обозначает, Обратную полярность ( Обратная [+ -], грузовые (евро (3, R ))
Прямая полярность, как правило применяется на автомобилях Российского производства и части Американского транспорта.
Обратна полярность , преимущественно используется на всех Европейских и Азиатских автомобилях.
Универсальная полярность.
Диагональная – (2)- клеммы расположены по диагонали, и это позволяет аккумулятор установить с любым расположением минусовых и плюсовых токовыводов, что дает гибкость использования таких АКБ.
ETN 6 (квадрат)- клеммы расположены по одной стороне квадратного аккумулятора, в данном типе, длина между клеммами не значительная, что дает возможность подключить силовые провода на выбор к минусовым или плюсовым токовыводам, что дает гибкость использования таких АКБ.
Универсальная (9) клеммы расположены по середине , и это позволяет аккумулятор установить с любым расположением минусовых и плюсовых токовыводов, что дает полную универсальность таких АКБ.
Полярность аккумулятора прямая и обратная. Что это такое и какая в них разница?
Полярность — это расположение внешних токовыводящих элементов (токовыводов) на лицевой или верхней крышке аккумулятора. Самые распространенные схемы расположения — это так называемые «прямая» и «обратная», однако справедливости ради нужно отметить, что бывают еще и очень экзотические расположения токовыводов, но как правило они не прижились не в нашей стране, не в зарубежных странах.
Простыми словами, это расположение клемм — в некоторых случаях плюсовая находится справа, а в другом случае слева. Именно в этом есть основная разница.
Прямая полярность аккумулятора
Прямая (иногда маркируется как «1»), это чисто отечественная разработка. Определить легко и просто — возьмите аккумуляторную батарею, поверните ее к себе (лицом), чтобы токовыводы были внизу (этикетка была перед глазами). Если плюсовая клемма находится слева, а минусовая справа – это прямая полярность. Вот схема.
Такие батареи стоят на многих отечественных автомобилях, например на наших ВАЗ, в частности на «Приоре».
Обратная полярность аккумулятора
Обратная — маркируется как «0», европейская разработка. Отличается от прямой, соединением «банок» батареи. Определяем – поворачиваем батарею «лицом» токовыводы внизу, этикетка перед глазами. Если минусовая клемма находится слева, а плюсовая справа – это обратная полярность. Смотрим схему.
Такие батареи стоят на многих Европейских автомобилях, бывают исключения, но редко.
Чем отличаются аккумуляторы
Отличий минимум, если не считать полюса. Хочется отметить, что внешне аккумуляторы практически идентичные — то есть и корпус, и количество банок, и сила тока и даже этикетка. И перепутать аккумулятор очень легко, то есть можно купить с неправильным расположением токовыводов (клемм). Даже опытный водитель может попасть впросак, если совершит выбор спонтанно. Поэтому, если сами не понимаете в этом, спросите продавца подобрать, именно, для вашего авто, как правило у них имеются каталоги в которых описаны подходящие модели. Так будет лучше всего!
Поэтому если задумались о замене аккумулятора нужно точно знать и определять расположение клемм, это крайне важно!
Можно ли установить другой полярности?
Мне часто задают такой вопрос, бывает что новички покупают по неопытности, зачастую даже устанавливают и беспощадно «палят» свои автомобили! Ребята если перепутать клеммы, то как минимум у вас может сгореть электроника вместе с ЭБУ, а как максимум тут и до пожара недалеко. Поэтому сравните хотя бы со старой батареей, не поленитесь, вам нужно знать точно как у вас располагаются полюса.
Если определили что выбрали не правильно, то вам нужно однозначно менять новую батарею на правильную! Это очень важно!
Однако зачастую идут такие вопросы — «распознала только после установки, клеммы ободрались и даже немного замкнули, магазин не меняет по гарантии. Что делать? как установить?»
Все дело в том, что у вас банально не будет хватать минусового (плюсового) провода!
Вам нужно его либо нарастить, могут подойти кстати пусковые провода, но все это банально халтура! можете неправильно рассчитать сечение провода.
Все же постарайтесь продать эту батарею. Дайте объявление напишите причину продажи, и далее покупайте уже правильный! Если не продается то делать нечего покупаем еще одну но правильную.
Сейчас небольшое видео, сравнение практически двух одинаковых образцов.
Наши контакты:
620109, г. Екатеринбург, ул. Токарей, д. 29а, корпус 1
8 (800) 100-37-38,