Svarkin-spb.ru

Проверяем уровень электролита в аккумуляторе

Какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе? Рекомендации

Современный автомобиль обязательно имеет в составе своей системы аккумуляторную батарею. Она отвечает за старт работы мотора, а также всю электрику машины. При проведении техобслуживания следует устранять загрязнения аккумулятора, а также проверять уровень его заряда.

Процедуру замера можно произвести самостоятельно. Для этого, в первую очередь, следует узнать, какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе . Опытные автомеханики готовы дать ряд рекомендаций по проведению обслуживания батареи автомобиля.

Особенности устройства

Перед тем, как узнать, какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе , необходимо изучить подробнее его устройство. Существует два типа батарей. Их разделяют на необслуживаемые и обслуживаемые аккумуляторы. В последнее время большей популярностью пользуется второй тип устройств.

Обслуживаемые аккумуляторы имеют возможность при потребности залить электролит внутрь. Однако для этого потребуются определенные инструменты. Необслуживаемые батареи после исчерпания своего ресурса заменяются новым устройством. Когда такой аккумулятор будет непригоден для эксплуатации, индикатор будет светиться тусклым зеленым светом. В этом случае продлить срок эксплуатации батареи нельзя.

Электролит создает определенную среду, которая аккумулирует электричество при помощи химической реакции. Этот раствор является концентрированной серной кислотой в дистиллированной воде. Когда эти два вещества взаимодействуют между собой, выделяется большое количество тепла.

Плотность электролита

Рассматривая, какой должен быть уровень электролита , необходимо сказать о его допустимой плотности. Серная кислота в чистом виде характеризуется довольно высоким значением этого показателя. Плотность ее равняется 1,8 г/см³.

Электролит же в аккумуляторе не должен превышать уровень 1,44 г/см³. Плотность может колебаться от 1,07 до 1,3 г/см³. Температура смеси при этом будет составлять около +15 °С. Качество серной кислоты должно быть высоким. В противном случае аккумулятор может быстро прийти в негодность.

Низкий уровень электролита способствует высыханию внутренних пластин устройства. Восстановить аккумулятор при этом будет невозможно. Поэтому важно знать, как производится заправка батареи.

Почему меняется уровень?

Уровень электролита в автомобильном аккумуляторе может меняться в силу естественных причин. Считается нормальным, если количество жидкости в емкости батареи находится над ее пластинами на границе 11-15 мм.

Оценка количества электролита производится визуально. Уменьшение его происходит из-за испарения воды из раствора. При этом увеличивается концентрация серной кислоты. Плотность раствора будет выше первоначального значения.

Если в процессе эксплуатации машины сочетаются одновременно все неблагоприятные факторы, ресурс аккумулятора может быть исчерпан практически за 1 месяц. Если водитель заметил даже небольшие сбои в системе бортовой электроники, он должен осмотреть аккумулятор и определить уровень внутреннего содержимого.

Изменение уровня при эксплуатации

Перед тем, как проверить уровень электролита в аккумуляторе , нужно знать особенности его изменения при эксплуатации устройства. С течением времени он постоянно падает, не зависимо от того, была ли приобретена дорогая батарея или дешевая. От реле-регулятора зависит скорость этого процесса. Если этот элемент оборудования неисправен, жидкость быстро выкипает. Причем сроки этого процесса могут быть очень сжатыми.

Как утверждают эксперты, при повышении напряжения на клеммах до 14,5 В, если неисправен реле-регуляторе, электролит выкипает всего за пару дней. Устройство, скорее всего, потребует полной замены. Восстановить его не получится.

Если аккумулятор сильно нагревается, появляются брызги от закипающего электролита, необходимо срочно принимать меры. При высоком напряжении будет выходить воздух из отверстий для заливания жидкости.

Определение уровня электролита

Существует два способа, как проверить уровень жидкости в автомобильном аккумуляторе . Первый подходит владельцам батарей, на корпусе которых есть метки. Две параллельные линии указывают на минимальное и максимальное количество раствора, находящегося внутри емкости. Визуально оценивается состояние электролита и принимается решение о дальнейшей эксплуатации аккумулятора.

Для устройств, в которых подобные метки отсутствуют, существует другой способ оценки количества раствора. Для этого необходимо использовать стеклянную трубку (диаметр 3-5 мм). Открыв любую пробку устройства, ее вставляют в предохранительный щиток до упора.

Отверстие, которое осталось на поверхности, закрывается пальцем. Далее трубку извлекают из аккумулятора и производят оценку. Жидкость, оставшаяся в ней, соответствует количеству электролита внутри тестируемой банки.

Столбик вещества должен быть не меньше 11-15 мм. Такую процедуру нужно произвести для всех банок. Если в некоторых емкостях уровень недостаточный, необходимо долить раствор внутрь. Когда уровень выше указанного значения, спринцовкой или при помощи шприца излишки необходимо устранить.

Читать еще:  Управление автомобилем с вариатором

Визуальный способ

Существует еще один подход, как проверить уровень электролита в аккумуляторе . Он менее точный, но за неимением подручных средств тоже сгодится. Для этого необходимо отвинтить пробки отверстий для заливки жидкости. Это необходимо делать при хорошем освещении.

Заглянув внутрь банки, следует оценить, как электролит соприкасается с юбкой от отверстий вниз. В каждой из них должен быть виден мениск. Это поверхность раствора, которая имеет полукруглую форму. Мениск образуется между близко расположенными стенками сосуда.

В некоторых моделях батарей предусмотрен специальный индикатор. По нему необходимо несильно постучать. При этом будет ярче виден цвет. Зеленый оттенок является нормой. Белый цвет указывает на необходимость провести зарядку устройства, а красный – на недостаток воды в емкости.

Рекомендации экспертов

Существуют некоторые правила, которых советуют придерживаться эксперты. О них необходимо помнить, проверяя уровень электролита в аккумуляторе. Основные правила сводятся к пониманию принципа работы устройства, а также выполнению рекомендаций техники безопасности.

Если батарея только что была снята с подзарядки, уровень электролита будет высоким. Это происходит благодаря температурному расширению. Также около пластин в процессе зарядки скапливаются пузырьки водорода и воздуха. Поэтому эксперты утверждают, что аккумулятор должен полностью остыть. Иначе замер будет неточным.

Все работы проводят в новых резиновых перчатках. На всякий случай необходимо рядом поставить достаточное количество чистой воды. При попадании электролита на руки, его следует срочно смыть. Для этих целей и требуется вода. Также необходимо защищать глаза специальными очками. Выполнение этих простых рекомендаций позволит максимально увеличить безопасность замера.

Приготовление раствора

Определившись, какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе , можно предпринять меры по восстановлению требуемого значения раствора. Если требуется долить его в емкость, необходимо подготовить соответствующий материал.

Раствор можно приобрести или приготовить самостоятельно. Для создания электролита правильной консистенции необходимо подготовить 1 л дистиллированной воды (продается в аптеке). Также потребуется серная кислота в количестве 0,36 л. Применять в подобных целях водопроводную воду запрещено.

Все компоненты выливаются в пластиковую емкость. Все нужно хорошо перемешать. После этого раствор закрывают плотной крышкой и оставляют его на сутки. Далее можно использовать приготовленное средство.

Восстановление аккумулятора

Чтобы залить приготовленный раствор внутрь, необходимо отвинтить пробку и надеть ее на штуцер отверстия для вентиляции. Пробку необходимо плотно надевать на соответствующее отверстие. Далее средство заливают внутрь. Пробка закручивается и производится зарядка.

Некоторые водители могут задаваться вопросом, как восстановить аккумулятор. Способы произведения этого процесса сводятся к зарядке при низком токе. Процедура производится длительное время, после чего плотность может немного увеличиться. Заливать внутрь серную кислоту можно только при рабочем состоянии пластин.

Рассмотрев, какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе , а также рекомендации экспертов, можно восстановить эксплуатационные свойства обслуживаемого устройства.

Уровень электролита в аккумуляторе – какой должен быть?

Каждый водитель должен уметь определять и регулировать уровень электролита в автомобильном аккумуляторе. Это является неотъемлемым этапом регулярного обслуживания АКБ, необходимым для увеличения ее рабочего ресурса.

Какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе

Электролит во всех банках батареи даже во время езды по пересеченной местности должен:

  • полностью закрывать свинцовые пластины;
  • не забивать вентиляционные каналы в пробках заливных отверстий.

В этих условиях батарея работает бесперебойно, выдавая заявленную емкость.

На многих современных обслуживаемых АКБ минимальный и максимальный уровни раствора производитель обозначает на корпусе метками MIN и MAX.

Также внутри банки через заливное отверстие часто можно увидеть контрольную планку, «лапку», указывающую на минимально допустимый уровень электролита.

В необслуживаемых батареях пробки отсутствуют и попасть внутрь банки нельзя. Проверить уровень электролита в аккумуляторе такого типа можно по индикатору заряда (гидрометру, «глазку»). По его цвету определяют:

  • зеленый — заряд и емкость соответствуют норме;
  • белый (черный) — наполовину разряжен;
  • красный (желтый) — разряжен полностью.

Для чего проверять содержание электролита

При эксплуатации автомобиля в любых условиях вода, содержащаяся в электролите, все равно испаряется. При этом, кроме понижения уровня жидкости, происходит повышение ее плотности, что отрицательно сказывается на работоспособности и долговечности АКБ.

Кроме того, проверяя уровень раствора, можно контролировать его чистоту. Наличие примесей в электролите отрицательно влияет на работоспособность и долговечность батареи.

Читать еще:  Как устроены автомобильные аукционы в разных странах мира?

Как правильно проверить уровень

Проверка уровня электролита в аккумуляторе производится при температуре 15-25°C. После подзарядки замеры не проводят, потому что электролит нагревается и увеличивается в объеме.

Если корпус аккумулятора прозрачный и на нем имеется шкала с MIN и MAX, то уровень жидкости определяют во всех банках по этим меткам. Для точности проверки сзади АКБ устанавливают мощную лампу.

Если корпус не прозрачный, то для замера понадобятся:

  • строительный угольник;
  • стеклянная трубка с внутренним диаметром 3-5 мм;
  • карандаш;
  • отвертка.

Вместо отвертки можно воспользоваться монетой. Стеклянную трубку можно заменить прозрачным корпусом шариковой ручки или трубочкой для коктейлей.

Действуют в следующей последовательности:

  1. Откручивают все заливные пробки.
  2. Угольник прикладывают метрикой к стенке, сверху прижав к плоскости крышки. Карандашом ставят метки на угольнике напротив уровней MIN и MAX.
  3. Стеклянную трубку до упора в пластины опускают в заливное отверстие первой банки. На уровне плоскости крышки на трубке ставят риску.
  4. Предварительно зажав верхнее отверстие пальцем, трубку с электролитом в вертикальном положении достают из банки.
  5. На трубке рисуют метку на уровне жидкостного столба. Электролит затем выливают обратно в банку.
  6. Трубку риской прикладывают к «0» на угольнике. Метка уровня жидкости на трубке должна находиться между метками MIN и MAX на метрике.

Внимание! Работы по замеру и восстановлению уровня электролита осуществляют в хорошо проветриваемом помещении. Руки защищают от ожога плотными резиновыми перчатками, глаза прикрывают очками.

Данную процедуру проводят в каждой банке.

При отсутствии меток MIN и MAX на стенках АКБ специалисты рекомендуют держать уровень жидкости на 12-15 мм выше пластин.

Если внутри банки имеется контрольная «лапка», раствор должен быть выше ее на 3-7 мм.

Почему падает уровень электролита

Постепенное испарение из раствора воды и, как следствие, падение его уровня, происходит постоянно при передвижении автомобиля. Ускоренно это происходит в дальних поездках по районам с жарким климатом.

Основными причинами резкого падения уровня являются:

  • выход из строя регулятора напряжения;
  • механическое повреждение корпуса аккумулятора (трещины, сколы);
  • короткое замыкание между пластинами;
  • короткое замыкание между банками.

Признаками, на которые нужно незамедлительно обратить внимание, являются:

  • пар из вентиляционных отверстий заливных пробок;
  • электролит в виде капель на крышке АКБ;
  • интенсивный нагрев корпуса АКБ;
  • быстрая разрядка и подзарядка аккумулятора.

При обнаружении любого из признаков необходимо срочно проверить и восстановить уровень рабочей жидкости в батарее.

Справка! При понижении уровня в банку доливают дистиллированную воду. Исключением является повреждение корпуса. Тогда в банки после устранения дефекта доливают готовый раствор.

Последствия неправильного уровня электролита

Нарушение уровня раствора в ту или иную сторону чревато выходом батареи из строя.

Низкий уровень электролита в аккумуляторе приводит к следующим последствиям:

  • при испарении воды серная кислота концентрируется, что приводит к ускоренному износу пластин;
  • верхние оголенные участки пластин при зарядке нагреваются и осыпаются;
  • скопление шлама на дне банки служит причиной постоянных коротких замыканий между пластинами;
  • в разы понижается емкость аккумулятора.

В результате дальнейшей эксплуатации АКБ полностью выходит из строя в течение 2-4 месяцев.

Повышенный уровень электролита, связанный с переливом воды, снижает плотность электролита. Зимой при больших морозах раствор может замерзнуть, расколов корпус аккумулятора.

Также превышение уровня приводит к забитым вентиляционным отверстиям в заливных пробках. Повышение давления испарений внутри банки может привести к ее разгерметизации.

Регулярный контроль уровня электролита в аккумуляторе продлит срок его службы и избавит автовладельца от незапланированных затрат.

Проверяем уровень электролита в АКБ: 2 способа проверки

Аккумуляторная батарея (аккумулятор) отвечает за пуск двигателя и обеспечивает работу бортовой сети автомобиля. Большинство автолюбителей используют аккумуляторы (АКБ), которые при соблюдении правил эксплуатации практически не требуют технического обслуживания. В общем случае от владельца автомобиля требуется содержать его в чистоте и регулярно, два-три раза в год, проверять степень ее заряженности. Степень заряженности батареи во многом зависит от уровня залитого электролита и его плотности.

АКБ с открытыми пробками

УРОВЕНЬ ЭЛЕКТРОЛИТА И ЕГО ПЛОТНОСТЬ

Уровень электролита в АКБ влияет на долговечность его работы. Излишек раствора способствует окислению выходных клемм батареи, что может вывести из строя всю бортовую электросеть автомобиля. Если же уровень жидкости в аккумуляторе ниже необходимого, то его внутренние пластины высыхают и разрушаются. При этом АКБ выходит из строя окончательно. Поэтому владельцы автомобилей часто задаются вопросом: “Какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе и как его проверить?”

Читать еще:  Нормально ли, что аккумулятор греется при зарядке?

ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ЭЛЕКТРОЛИТА

Количество жидкости в АКБ не является постоянной величиной. Нормой считается, если верхний край пластин батареи находится под слоем раствора толщиной 12…15 мм. Определить уровень электролита в аккумуляторе определяется визуально. Для этого необходимо отвернуть пробки заливных отверстий и посмотреть внутрь. Раствор должен соприкасаться с нижним торцом тубуса заливной горловины каждой банки. При этом в месте соприкосновения должен быть виден мениск (искривленная поверхность жидкости между близко расположенными стенками; от греч. meniskos – полумесяц).

Независимо от того, какая АКБ используется, уровень электролита в ней постоянно уменьшается. Это связано с испарением воды в процессе эксплуатации. В результате уменьшается его резервный запас, расположенный над пластинами, что приводит к увеличению концентрации серной кислоты и повышению плотности. В результате низкий уровень электролита в аккумуляторе приводит к разрушению пластин и уменьшению его рабочего ресурса. Скорость этого процесса зависит от:

  • Исправности элементов электрической схемы автомобиля;
  • Условий эксплуатации автомобиля;
  • Манеры вождения водителя.

За счет сочетания неблагоприятных факторов уровень жидкости может снизиться до критического значения даже в течении одного месяца. Именно поэтому при появлении даже самых незначительных сбоев в работе бортовой электрической сети специалисты рекомендуют проверить электролит в аккумуляторе.

ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЭЛЕКТРОЛИТА

Проверить уровень электролита в аккумуляторе возможно двумя способами:

  1. Если на полупрозрачном корпусе батареи имеются метки max/min, то посмотрев на уровень жидкости, можно принимать решение о том, что делать дальше (добавить или уменьшить ее количество).
  2. Если же меток на корпусе нет, то используют стеклянную трубочку, имеющую внутренний диаметр 3-5 мм. Открыв одну из пробок, вставляют трубочку в отверстие до упора в щиток предохранителя. Затем, закрыв наружное отверстие пальцем, вынимают ее из отверстия. Столбик жидкости, оставшийся в трубке, показывает ее уровень в одной банке.

Важно! Высота столбика электролита в трубочке должна быть в диапазоне 12-15 мм.

Эту процедуру необходимо произвести для всех банок, после чего можно принимать решение о дальнейших действиях. Избыточную жидкость нужно выцедить (шприц, спринцовка). Если уровень электролита в аккумуляторе недостаточен, то нужно в каждую банку долить дистиллированную воду (до нижнего края заливной горловины), причем ее температура должна находится в пределах 15…25 градусов Цельсия.

Полезный совет! Доливать в АКБ следует только дистиллированную воду. Использование воды из водопровода или из ручья приведет к полной разрядке батареи.

ПРОВЕРКА ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА

Добавляя дистиллированную воду, нельзя забывать о таком параметре, как плотность. Измеряют плотность специальным прибором – ареометром. Он выполнен в виде поплавка, снабженного шкалой, градуированной в единицах плотности. В верхней части прибора имеется баллон, с помощью которого в пипетку всасывается раствор. Его количество должно обеспечить свободное перемещение поплавка в вертикальном положении. Линия, по которой ареометр соприкасается с жидкостью, показывает величину плотности электролита. Замер плотности необходимо провести для всех банок аккумулятора.

Важно! Величина плотности электролита, находящегося в АКБ, не должна выходить за пределы диапазона 1,25…1,3 г/куб.см.

Если измерения показали, что плотность завышена, то нужно просто разбавить раствор дистиллированной водой, контролируя при этом одновременно плотность и уровень жидкости.

В случае, когда измерения показали пониженное значение плотности, для доливки применяют специальный корректирующий электролит (плотность 1,4 г/см.куб). Он используется для повышения плотности залитого в аккумулятор раствора.

Важно! Измерение плотности электролита с целью определить необходимость ее корректировки, проводят только на полностью заряженной батарее.

Процесс корректировки плотности достаточно сложен и должен выполняться подготовленным специалистом.

ИНТЕРЕСНО

На заводе-изготовителе в аккумулятор заливают чистый, прозрачный электролит. Однако в процессе эксплуатации он мутнеет. Это происходит из-за:

  • попадания внутрь грязи;
  • доливания водопроводной воды с примесями хлора и железа;
  • перезаряда АКБ вследствие неисправности реле-регулятора или генератора, тяжелых условий эксплуатации, а также при пользовании самодельными зарядными устройствами.

Кроме того, серый оттенок жидкости означает, что батарею необходимо дозарядить. Полная зарядка возвращает жидкости первоначальную прозрачность.

Внимание! Черный электролит в аккумуляторе свидетельствует о том, что намазка с пластин почти полностью осыпалась, АКБ пришла в негодность и подлежит замене.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector