Почему аккумулятор кипит при зарядке?
Что делать, если при зарядке аккумулятор начинает кипеть
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
На форумах в интернете, время от времени начинающие автомобилисты поднимают тему, в которой выражают беспокойство о том, что при зарядке «кипит» аккумулятор. Суть ответов сводится к тому, что появление пузырьков при зарядке аккумулятора – это нормально. Происходит процесс электролиза. Появление пузырьков сигнализирует о скором завершении зарядки. Мы избавим вас от беспокойства и более подробно расскажем, почему же «кипит» аккумулятор при зарядке.
Как устроен аккумулятор
Перед тем, как приступить к объяснению, не лишним будет узнать, из чего состоит аккумулятор. Любая аккумуляторная батарея – это емкость, в которую помещают 6 элементов, вырабатывающих энергию. Каждый элемент состоит из 8 положительно заряженных пластин и 8 отрицательных. Элементы соединены друг с другом последовательно.
Энерговырабатывающие элементы погружены в смесь, которая состоит из 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты. Эту смесь называют электролит. Свинец в батареях вступает в химическую реакцию с электролитом. В результате реакции электроны начинают движение в сторону положительно заряженной клеммы. Каждый из 6 элементов вырабатывает напряжение 2 вольта. На выходе, из аккумулятора поступает 12 вольт.
Почему «кипит» аккумулятор?
На самом деле, процесса кипения в аккумуляторе не происходит. Он даже не нагревается до температуры кипения электролита. Но на поверхность выходят пузырьки, которые вводят в заблуждение неопытных водителей. Взаимодействие свинца и кислоты под воздействием электрического ток, приводит к электролизу. Электролиз всегда сопровождается выделением газа в его завершающей стадии. Пузырьки газа поднимаются к поверхности и воспринимаются как кипение. Аккумулятор даже издает звуки, похожие на кипение. У исправных аккумуляторов выделение газа говорит о том, что процесс зарядки скоро завершится. Если аккумулятор «закипел» в самом начале процесса зарядки – это признак того, что он неисправен.
Как долго «кипит» аккумулятор
Как только аккумулятор полностью зарядился, его нужно как можно быстрее отключить от источника питания. Если этого не сделать вовремя, то уровень электролита станет значительно ниже и приведет батарею в нерабочее состояние. Когда аккумулятор «кипит» слишком долго – он разрушается. Зная это, опытные автомобилисты оставляют аккумулятор заряжаться на ночь от очень небольшого зарядного тока. В таком случае батарея полностью зарядится и не «выкипит».
Зачем водители измеряют плотность электролита?
На глаз уровень зарядки аккумулятора определить нельзя. Наиболее точные данные получают, измеряя плотность электролита. Чем выше плотность жидкости, тем лучше заряжена батарея. При полностью разряженном аккумуляторе изменяется химический состав электролита, который отслеживается специальным прибором. Плотность электролита измеряют автомобильным ареометром. При измерении опытные водители учитывают тот факт, что теплый электролит всегда имеет меньшую плотность, а холодный – большую.
Кипит аккумулятор на машине: причины кипения АКБ на автомобиле или на зарядке от ЗУ
В процессе эксплуатации транспортного средства водители достаточно часто сталкиваются с таким явлением, когда кипит аккумулятор автомобиля. При этом бывает так, что закипает аккумулятор на машине и/или после того, как его сняли и поставили на зарядку.
В худшем случае, АКБ может попросту взорваться под капотом или во время зарядки от внешних ЗУ. Получается, проблема кипения аккумулятора серьезная и ее нужно решать. Далее мы рассмотрим, почему АКБ закипает, а также что делать, если кипит аккумулятор.
Закипел аккумулятор автомобиля на машине: почему так происходит и что делать
Итак, кипят аккумуляторы как на машине во время езды, так и при зарядке зарядным устройством. Важно понимать, что причины в этих случаях могут быть абсолютно разными. Прежде всего, аккумулятор кипит при езде по следующим причинам:
- Происходит перезаряд аккумулятора от генератора, который выдает повышенное напряжение. Другими словами, неисправный генератор автомобиля выдает напряжение выше 15В.
Это приводит к тому, что АКБ испытывает сильный перезаряд, электролит закипает, начинается активное выделение водорода. Внутри батареи растет давление и газы вырываются через малейшие неплотности аккумулятора наружу. Если в этот момент подойти к АКБ, можно услышать шипение и уловить неприятный запах.
- Аккумулятор кипит при нормально работающем генераторе в том случае, если аккумулятор замкнул. Это происходит в результате сильной сульфатации пластин или короткого замыкания. На деле, засульфатированные пластины не могут контактировать с кислотой, это ведет к выделению водорода и перегреву батареи.
Для этого при заведенном двигателе нужно мультиметором замерить напряжение на аккумуляторе. Нормой является напряжение 13,5В – 15В. Если напряжение меньше 13,5В, тогда имеет место недостаточный заряд, тогда как напряжение выше 15В означает, что идет перезаряд аккумулятора от генератора.
Если есть подозрения на отклонения от нормы, для углубленной диагностики следует дать нагрузку, включив габариты и фары, подогрев, кондиционер в авто и т.д. Затем нужно поднять обороты двигателя до 2 тыс. об/мин. Затем нужно снова сравнить результаты с теми, которые приведены выше.
Если повторно под нагрузкой обнаружены проблемы, необходимо отдельно диагностировать состояние привода генератора, проверять реле-регулятор, а также выполнять ремонт генератора автомобиля при такой необходимости.
- Теперь перейдем к АКБ. Диагностика аккумулятора не отличается сложностью. Для этого снова нужен мультиметр или вольтметр. Чтобы определить состояние АКБ, нужно замерить напряжение. Полностью заряженная свинцово-кислотная аккумуляторная батарея (находится в состоянии покоя) должна выдавать не меньше 12,7В.
Если же АКБ полностью разряжена, тогда напряжение 11,9В. Получается, условно наполовину заряженный аккумулятор имеет напряжение 12.3В. Так вот, если напряжение упало ниже 12.5В, это означает, что уже идет активный процесс сульфатации пластин АКБ при температурах около 25 градусов по Цельсию.
Также можно опираться на такие данные по состоянию АКБ: при полном заряде норма 12.6В, 12.4 говорит о разряде на 25%, 12.2В укажет на то, что АКБ заряжен на половину, тогда как 12.1В свидетельствует о заряде только до 25%. Все, что меньше 12В является признаком полного разряда АКБ.
В такой ситуации может либо потребоваться полная замена аккумулятора автомобиля на новый, либо его восстановление (десульфатация АКБ, замена электролита, коррекция плотности аккумулятора и т.д.). Часто бывает так, что в АКБ произошло локальное замыкание, в результате чего кипит одна банка аккумулятора при нормальной работоспособности остальных.
Аккумулятор при зарядке кипит: причины и решение проблемы
При попытке зарядить аккумулятор можно столкнуться с тем, что происходит кипение электролита при зарядке зарядным устройством. Так вот, в этом случае следует учитывать, что неисправным может быть зарядное устройство, которое заменяет генератор. При этом ЗУ является выпрямителем с контроллером, который управляет силой тока, а также выходным напряжением.
Получается, при зарядке аккумулятора зарядным устройством симптомы будут такими же, как и в случае с неисправным генератором (например, высокое напряжение или ток). Для проверки достаточно заменить ЗУ на заведомо исправное. Если аккумулятор нормально заряжается, значит, проблема в зарядном устройстве.
Как правило, от таких ЗУ не получается зарядить аккумуляторную батарею полностью по стандартной схеме 10/10 (ток зарядки 10% от емкости АКБ и время зарядки 10 часов). По причине сульфатации большая сила тока «убивает» батарею, так как пластины покрыты белым сульфатом свинца и не могут контактировать с электролитом. Все это приводит к росту внутреннего сопротивления АКБ.
Результат – аккумуляторная батарея начинает кипеть, сильно греется, может появиться запах, так как начинает интенсивно выделять водород. Кстати, учитывая такие особенности, по технике безопасности запрещено оставлять АКБ надолго без присмотра, а также заряжать их в помещениях без вентиляции и т.д.
Также при необходимости можно попробовать провести активную десульфатацию аккумулятора в том случае, если данный негативный процесс уже заметно ухудшил общую функциональность батареи.
Подведем итоги
С учетом вышесказанного становится понятно, что кипение аккумулятора автомобиля может быть вызвано разными причинами. При этом важно понимать, что все проблемы обычно сводятся к тому, что неисправно либо устройство которое заряжает АКБ, либо же сама аккумуляторная батарея. По этой причине диагностика предполагает проверку как генератора или ЗУ, так и самого аккумулятора.
Также отметим, что при появлении первых признаков проблем с АКБ не следует сразу менять батарею на новую или заведомо рабочую. Важно сначала точно определить причину. Дело в том, что если генератор неисправен, с новым аккумулятором через небольшой промежуток времени будет то же самое, что и с предыдущим.
Напоследок хотелось бы добавить, что и саму АКБ сразу менять на новую не всегда целесообразно, так как часто удается восстановить работоспособность старой батареи (при условии, что она обслуживаемая).
Конечно, выполнять такие работы захочет не каждый, так как замена электролита, корректировка плотности аккумулятора, десульфатация АКБ и другие методы восстановления батареи потребуют времени и определенного опыта. Однако если все сделано правильно, вполне реально полностью или практически полностью восстановить аккумулятор автомобиля. В свою очередь, это позволит батарее дальше исправно работать и тем самым сэкономить на покупке новой АКБ.
Почему кипит аккумулятор при зарядке. Идут пузырьки в банках
Аккумуляторную батарею, иногда нужно заряжать дома (или на СТО в профилактических целях). Эта необходимая процедура, позволит ему проработать намного дольше. НО при заряде через зарядное устройство, когда процесс идет к завершению, в банках (если они открыты) вы можете видеть пузырьки, другие говорят, что он кипит. Почему такое происходит? Рассказываю подробно и на пальцах …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Так действительно ли АКБ кипит?
- Почему незаряженный «не кипит»?
- Идет бурление, зарядка полная, но машина не запускается?
- ВИДЕО ВЕРСИЯ
Такой процесс «кипения», вы можете наблюдать в так называемых обслуживаемых аккумуляторах, в необслуживаемых вы его не увидите, но это не означает, что он там не происходит.
Так действительно ли АКБ кипит?
Начнем с самого простого. Некоторые (особенно новички), думают что батарея действительно закипает, скажем как чайник, на плите. То есть разогревается и лишняя вода переходит из жидкого состояния в газообразное.
НО ЭТО КРАЙНЕ НЕ ПРАВИЛЬНО! Во-первых, там нет таких высоких температур (корпус АКБ просто бы расплавился). Во-вторых, пузырьки, образующиеся на поверхности электролита в банках, в процессе заряда – это электролиз дистиллированной воды.
А как мы с вами знаем, в банках находится электролит (это смесь дистиллированной воды – 65% и серной кислоты – около 35%)
И именно при полном заряде, вода начинает распадаться на кислород и водород (причем водорода намного больше, ведь на каждую молекулу кислорода, приходится две водорода H2O).
ТО есть пузырьки и бурление на поверхности это нечто иное, как процесс электролиза, а не кипения! Это нужно понимать.
Почему незаряженный «не кипит»?
Действительно, почему после того как АКБ зарядился, начинает процесс бурления, а пока батарея не заряжена ничего не происходит?
Все очень просто. И это если можно так сказать процесс работы свинцово-кислотного аккумулятора.
Когда АКБ полностью заряжен, плотность электролита равна 1,27 г/см3.
Дальше вы начинаете эксплуатировать батарею, начинается разряд. Кислота поглощается для химической реакции (образуется — сульфат свинца PbSO4), плотность падает.
А сульфаты начинают нарастать на пластины, если разряженный АКБ оставить на длительное время, тогда кристаллы станут твердыми (и большими) разрушить их будет практически невозможно, такой процесс называется сульфатацией (важно всегда держать батарею заряженной).
ЗАТЕМ ОПЯТЬ ИДЕТ ЗАРЯД В РАЗРЯЖЕННЫЙ АКБ. Энергия, которая вновь поступает в батарею, начинает разлагать сульфаты, она практически вся тратится на этот процесс. У нас в батареи опять образуется серная кислота, пластины очищаются, плотность растет.
Именно поэтому разряженный аккумулятор, не кипит (если можно так выразиться), вся энергия идет на преобразование сульфатов обратно в кислоту.
НО ВОТ ЗАРЯДКА ПОДХОДИТ К КОНЦУ. Почему же тогда идет процесс электролиза («кипения»). Тут есть два объяснения:
- Растет плотность – после того как все сульфаты с пластин разрушились, выделение кислоты в электролит прекращается.
- В итоге та энергия, которая поступает при заряде, начинает тратиться на электролиз. Вода начинает разрушаться — идут пузырьки
В итоге косвенно можно понять, когда батарея полностью заряжена – плотность не растет, и идет псевдо кипение
Очень простые химические процессы, которые работают уже много лет.
Идет бурление, зарядка полная, но машина не запускается?
Однако такое бывает, зарядное устройство показывает полный заряд – «газики» валят – но ставите батарею на машину, а она не запускается! Почему?
Все очень просто, значит ваша аккумуляторная батарея засульфатирована (кстати, можно попробовать процесс десульфатации).
Причем процесс кипения будет происходить намного быстрее, чем у работоспособного АКБ.
Такое бывает, когда часть поверхности пластин, запакованы сульфатом, который не разрушился при зарядке. Рабочая поверхность пластины сократилась, поэтому энергии для заряда нужно намного меньше, процесс электролиза наступает раньше.
Сейчас полезное видео смотрим.
На этом я заканчиваю, думаю, мои материалы были вам полезны. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
Похожие новости
Полярность аккумулятора прямая и обратная. Что это такое и какая.
Сколько электролита в аккумуляторе? Разберем объемы вариантов от.
Греется клемма на аккумуляторе, плюсовая или минусовая. При запу.
Добавить комментарий Отменить ответ


Скоро праздники, а это значит — большая часть нашей страны будет употреблять алкоголь. Легкий: —…
У меня есть много различных статей и видео по различным коробкам передач, например вот здесь…
Напряжение аккумулятора транспортного средства, как и его емкость – самые важные показатели этого автомобильного узла,…