Svarkin-spb.ru

Как обслуживать щелочные аккумуляторы?

Автомобильные аккумуляторные батареи, общие сведения, подбор, техническое обслуживание.

3. Обслуживание свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

Современные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи являются надёжными устройствами и обладают значительными сроками эксплуатации. Батареи хорошего качества имеют срок службы не менее пяти лет при условии тщательного и своевременного ухода. Поэтому мы рассмотрим правила эксплуатации аккумуляторов и методы регулярного технического обслуживания, которые позволят существенно повысить их ресурс при минимальных затратах времени и финансов.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Аккумуляторную батарею в процессе эксплуатации необходимо периодически осматривать на наличие трещин корпуса, содержать в чистоте и в заряженном состоянии.
Загрязнение поверхности аккумулятора, наличие окислов или грязи на штырях, а также неплотная затяжка зажимов проводов вызывают быстрый разряд аккумуляторной батареи и препятствуют нормальному её заряду. Во избежание этого следует:

  • Содержать в чистоте поверхность аккумулятора и следить за степенью затяжки контактных клемм. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытирать сухой ветошью или ветошью, смоченной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды (10%-ный раствор). Окислившиеся контактные штыри аккумуляторной батареи и клеммы проводов очистить, неконтактные поверхности смазать техническим вазелином или солидолом.
  • Следить за чистотой дренажных отверстий аккумулятора. В процессе работы электролит выделяет пары, и при забивании дренажных отверстий эти пары выделяются в других всевозможных местах. Как правило, это происходит около контактных штырей аккумуляторной батареи, что приводит к усиленному их окислению. При необходимости очистить их.
  • Периодически проверять напряжение на контактных штырях аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Эта процедура позволит вам оценить уровень заряда, который обеспечивает генератор. Если напряжение, в зависимости от оборотов коленчатого вала, находится в пределах 12,5 -14,5 В для легковых машин и 24,5 – 26.5 В для грузовых машин, то это означает что агрегат исправен. Отклонения от указанных параметров говорит об образовании различных окислов на контактах проводки на линии подключения генератора, его износе и необходимости произвести диагностику и устранение неисправностей. После ремонта повторить контрольные мероприятия в разных режимах работы двигателя, в том числе при включенных фарах и иных потребителях электрического питания.
  • При длительном простое автомобиля отключать от “массы” аккумуляторную батарею, а при длительном хранении – периодически подзаряжать её. Если аккумуляторная батарея часто и длительное время находятся в разряженном или даже полузаряженном состоянии, возникает эффект сульфатации пластин (покрытие пластин аккумулятора крупнокристаллическим сернокислым свинцом). Это приводит к снижению ёмкости аккумуляторной батареи, к увеличению её внутреннего сопротивления и постепенной полной неработоспособности. Для подзарядки используются специальные устройства, которые понижают напряжение до необходимого уровня и после этого переходят в режим зарядки аккумулятора. Современные зарядные устройства по большей части автоматические и в процессе их применения не требуют контроля со стороны человека.
  • Избегать длительного пуска двигателя, особенно, в холодное время года . При запуске холодного двигателя стартер потребляет большой пусковой ток, который может вызвать “коробление” пластин аккумуляторной батареи и выпадание активной массы из них. Что в конечном итоге приведёт к полной неработоспособности аккумулятора.

Исправность аккумуляторной батареи проверяется специальным прибором – нагрузочной вилкой. Аккумулятор считается рабочим в том случае, если его напряжение не падает в течение минимум 5 секунд.

УХОД ЗА НЕОБСЛУЖИВАЕМОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

Аккумуляторы данного типа получают всё большее распространение и пользуются всё большей популярностью. Уход за необслуживаемым аккумулятором сводится к стандартным действиям, требующимся для всех типов аккумуляторных батарей, описанный выше.

Необслуживаемые аккумуляторные батареи не имеют технологических отверстий с пробками для контроля уровня и доливки электролита до нужного уровня и плотности. В некоторые аккумуляторы этого типа встроены ареометры. В случае критического падения уровня электролита или снижения его плотности, аккумулятор подлежит замене.

УХОД ЗА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

Аккумуляторные батареи данного типа имеют технологические отверстия для заливки электролита с плотными резьбовыми пробками. Общее техническое обслуживание автомобильного аккумулятора данного типа производится в том же порядке, что и для всех, но дополнительно необходимо выполнить работы по проверке плотности и уровня электролита.

Проверка уровня электролита производят визуально или с использованием специальной мерной трубки. На обнажённых (в следствие падения уровня электролита) частях пластин происходит процесс сульфатации. Для поднятия уровня электролита, в банки аккумуляторной батареи доливают дистиллированную воду.

Плотность электролита проверяется кислотомером-ареометром и по ней оценивается уровень заряда аккумуляторной батареи.
Перед проверкой плотности, если доливали электролит в аккумуляторную батарею, нужно запустить двигатель и дать ему поработать, чтобы при подзаряде аккумулятора электролит перемешался либо воспользуйтесь зарядным устройством.

В районах с резко континентальным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот, аккумуляторную
батарею снять с автомобиля, подключить к зарядному устройству, выполнить заряд силой тока 7 А. В конце процесса зарядки, не отключая зарядное устройство, довести плотность электролита до значений, указанных в табл.1 и табл.2. Процедуру нужно проводить в несколько приёмов, при помощи резиновой груши, методом отсасывания либо доливки электролита или дистиллированной воды. При переходе на летнюю эксплуатацию доливать дистиллированную воду, при переходе на зимнюю эксплуатацию доливать электролит плотностью 1,400 г/см 3 .
Разницу в плотности электролита в различных банках аккумуляторной батареи тоже выравнить доливанием дистилированной воды или электролита.
Промежуток между двумя добавками воды или электролита должен быть не менее 30 мин.

Читать еще:  Преимущества и недостатки аккумуляторов exide

УХОД ЗА РАЗБОРНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

Техническое обслуживание разборных аккумуляторов не отличается от условий обслуживания неразборных обслуживаемых батарей, только дополнительно требуется следить за состоянием поверхности мастики. Если на поверхности мастики появились трещины, их необходимо устранить оплавлением мастики при помощи электрического паяльника или другого нагревательного прибора. Не следует допускать натяжения проводов при подключении аккумулятора к автомобилю, так как это приводит к образованию трещин в мастике.

ОСОБЕННОСТИ ЗАПУСКА СУХОЗАРЯЖЕННЫХ БАТАРЕЙ.

В случае приобретения вами не залитой сухозаряженной батареи ее необходимо заправить электролитом с плотностью в 1,27 г/см 3 до установленного уровня. Через 20 минут после заливки, но не позднее двух часов, произвести замер плотности электролита при помощи кислотомера-ареометра. Если падение плотности не превысило 0,03 г/см 3 , батарею можно устанавливать на автомобиль для эксплуатации. Если же произошло падение плотности электролита выше нормы, необходимо подключить зарядное устройство и произвести зарядку. Ток заряда не должен превышать 10 % от номинального значения и процедура проводится до появления обильного выделения газов в банках аккумулятора. После этого повторно контролируется плотность и уровень. При необходимости в банки доливается дистиллированная вода. Затем вновь подключается зарядное устройство на полчаса для равномерного распределения электролита по всему объёму банок. Теперь аккумулятор готов к применению и может быть установлен на автомобиль для эксплуатации.

Регулярный уход за аккумуляторной батареей позволит продлить срок её эксплуатации и избежать сульфатизации пластин или их механического разрушения. Правильная эксплуатация аккумулятора существенно увеличивает его ресурс, что даёт возможность снизить издержки на эксплуатацию автомобиля.

Как обслуживать щелочные аккумуляторы?

От автора 24.02.2018 года.
Народ!
Описанная ниже методика относится с АКБ без Кальция, сейчас таких практически нет!!
Разряжать Сa/Сa ниже границы чем 70% заряда не рекомендуется.
Кальциевые батареи, пережившие хотя бы 1 полный разряд (ниже 10,8 В), теряют до 50% своей емкости!
Про современные Кальциевые АКБ очень подробно и понятно можно почитать по ссылке:
https://www.drive2.ru/l/5914573/

от автора 15.11.2014года.
Описанной ниже методикой пользуемся более 7ми лет, на работе стоят зарядное и разрядное устройства, каждую весну и осень по очереди обслуживаем аккумуляторы на своих машинах.
Перед установкой на машину нового акб проводим ктц, это даёт представление о состоянии нового акб, и устраняет небольшую сульфатацию, которая появляется во время простоя акб за время его транспортировки от завода до покупателя.
Обслуживание одного акб занимает от 4 до 8 дней.
-1й день – общий осмотр, зарядка.
-2й день – разрядка и постановка на заряд(если акб нормальный, то ставим с 1го на 2й день на ночь на 20ти часовой режим разряда).
-3й день – зарядка током 1/10 ёмкости, после нагревания акб переходим на ток 1/20 ёмкости (замечено, что нормальный акб начинает кипеть и нагреваться в самом конце зарядки где то через 7-8 часов после начала зарядки, если закипел и начал нагреваться через 5-6 часов, после начала зарядки, то велика вероятность сульфатации, такие акб ставим на 1 день на зарядку током 0,5-1А, толку мало, но иногда помогает).
-4й день – доводка плотности и уровня электролита, зарядка током 1/20 ёмкости для устранения сульфатации.
Если плотность не выходит на 1,28 КТЦ приходится повторить, если после второго КТЦ плотность ниже 1,26, то вероятно акб начинает умирать(обычно и ёмкость акб падает ниже 70%), плотность доводим электролитом 1,4, и копим деньги на новый акб.
При проведении КТЦ весной и осенью акб безотказно вырабатывают 4 года, после 4 года (с даты изготовления) ёмкость акб падает ниже 75% от номинальной, и каждый сам решает покупать новый или пользоваться тем что есть.

Обслуживание АКБ

АКБ очистить от пыли и грязи, полюсные выводы очищаются от окислов и смазки.

-целостность корпуса АКБ и крышек аккумуляторов,
-отсутствие трещин в мастике,
-крепление и состояние полюсных выводов аккумуляторов и ручек,
-измеряется уровень плотности электролита во всех аккумуляторах каждой батареи.
(в аккумуляторах, где уровень недостаточен для набора электролита в ареометр, плотность электролита определяется после доливки дистиллированной воды и тридцати минутным зарядом АКБ, током равным 10% значения ёмкости АКБ , для перемешивания электролита в аккумуляторах ; в большинстве кислотных АКБ ток заряда равен 10% от номинальной ёмкости АКБ, то есть АКБ ёмкостью 60 А/Часов следует заряжать током 6 ампер ) .
-проверяется отсутствие короткозамкнутых аккумуляторов в АКБ (Очень низкая плотность в банке, в сравнении с соседними банками).

-измерить уровень плотности электролита во всех аккумуляторах каждой батареи.
(в аккумуляторах, где уровень недостаточен для набора электролита в ареометр, долить дистиллированную воду)
-подключить АКБ к зарядному устройству и установить ток заряда согласно типа АКБ ( в большинстве кислотных АКБ ток заряда равен 10% от номинальной ёмкости АКБ, то есть АКБ ёмкостью 60 А/Часов следует заряжать током 6 ампер ).
-заряд батарей ведётся до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течении двух часов
-во время заряда периодически проверять температуру электролита и следить за тем, чтобы она не поднималась выше 45°С. В случае, если температура окажется выше, следует уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время необходимое для снижения температуры до 30 – 35°С
-в конце заряда, если плотность электролита отличается от нормы, произвести корректировку, доливкой дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше нормы и доливкой раствора кислоты плотностью 1,40 г/см3, когда она ниже нормы (если заведомо известно, что выливание электролита из аккумуляторов не происходило и плотность электролита ниже предыдущего ТО АКБ, необходимо произвести КТЦ )
-после корректировки продолжить заряд в течении 30 минут для полного перемешивания электролита и произведите повторную проверку плотности электролита.
-При необходимости произвести повторную корректировку
-отключить АКБ от зарядного устройства и произвести замер уровня электролита во всех его аккумуляторах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, добавить электролит такой же плотности, как в аккумуляторе. При уровне электролита выше нормы, отобрать избыток резиновой грушей. Уровень электролита должен быть выше предохранительного щитка на 10 – 15мм.
-закрыть пробки, смыть потёки электролита дистиллированной водой, обработать поверхность АКБ 10% раствором пищевой(кальцинированной) соды или нашатырного спирта, после чего протереть корпус АКБ сухой ветошью.

Читать еще:  Как зарядить гелевый аккумулятор и не убить его?

КТЦ проводится для определения состояния АКБ: проверка отдаваемой ею ёмкости и выявление отстающих аккумуляторов в АКБ.
Так же КТЦ устраняет не глубокую сульфатацию, глубокую сульфатацию устранить можно только заменой пластин АКБ.

-измерить уровень плотности электролита во всех аккумуляторах каждой батареи.(в аккумуляторах, где уровень недостаточен для набора электролита в ареометр, долить дистиллированную воду)
-подключить АКБ к зарядному устройству и установить ток заряда согласно типа АКБ ( в большинстве кислотных АКБ ток заряда равен 10% от номинальной ёмкости АКБ, то есть АКБ ёмкостью 60 А/Часов следует заряжать током 6 ампер ).
-заряд батарей ведётся до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течении двух часов
-во время заряда периодически проверять температуру электролита и следить за тем, чтобы она не поднималась выше 45°С. В случае, если температура окажется выше, следует уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время необходимое для снижения температуры до 30 – 35°С

Разряд аккумуляторов производится 10 – часовым ( в большинстве кислотных АКБ ток разряда равен 10% от номинальной ёмкости АКБ минус 0,5 , то есть АКБ ёмкостью 60 А/Часов следует разряжать током 5,5 ампер ) или 20 – часовым разрядным током (5% от номинальной ёмкости АКБ минус 0,25 то есть АКБ ёмкостью 60 А/Часов следует разряжать током 2,75 ампер) .
-подключить аккумулятор к разрядному устройству
-установить ток разряда согласно типа АКБ .
-производить замер напряжения АКБ каждые два часа. При достижении напряжения 11 вольт при 10 – часовом разряде или 10,8 вольт при 20 – часовом разряде, замер напряжения производить каждые 15 минут. Для шестивольтовых аккумуляторов 5,8 вольт и 5,5 вольт соответственно.
-при достижении напряжения 10,2 вольт при 10 – часовом разряде или 10,5 вольт при 20 – часовом разряде (для шестивольтовых аккумуляторов 5,1 вольт и 5,3 вольт соответственно), немедленно производится замер напряжения на всех аккумуляторах и АКБ отключают от разрядного устройства
-сделать расчёт фактической ёмкости АКБ
-не позднее, чем через два часа, поставить АКБ на заряд.

-измерить уровень плотности электролита во всех аккумуляторах каждой батареи.(в аккумуляторах, где уровень недостаточен для набора электролита в ареометр, долить дистиллированную воду)
-подключить АКБ к зарядному устройству и установить ток заряда согласно типа АКБ ( в большинстве кислотных АКБ ток заряда равен 10% от номинальной ёмкости АКБ, то есть АКБ ёмкостью 60 А/Часов следует заряжать током 6 ампер ).
-заряд батарей ведётся до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течении двух часов
-во время заряда периодически проверять температуру электролита и следить за тем, чтобы она не поднималась выше 45°С. В случае, если температура окажется выше, следует уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время необходимое для снижения температуры до 30 – 35°С.
Если фактическая ёмкость АКБ окажется меньше номинальной, КТЦ повторять до тех пор, пока ёмкость АКБ, после проведения КТЦ, не перестанет повышаться.
АКБ считается работоспособной при фактической ёмкости 75% от номинальной и выше.
-произвести корректировку плотности и уровня электролита
-закрыть пробки, смыть потёки электролита дистиллированной водой, обработать поверхность АКБ 10% раствором пищевой(кальцинированной) соды или нашатырного спирта, после чего протереть корпус АКБ сухой ветошью.

Читать еще:  Особенности литий-ионных аккумуляторов

Обслуживание гелевого аккумулятора

В описании и характеристиках гелевых аккумуляторов, как правило, указано, что в обслуживании они не нуждаются. Однако это не совсем так. В данном случае под понятием «необслуживаемый» подразумевается то, что не нужно контролировать и корректировать уровень и плотность электролита. Тем не менее, есть ряд других мероприятий, своевременно выполняя которые, можно значительно увеличить ресурс гелевой АКБ.

Перечень мероприятий по обслуживанию гелевого аккумулятора

Всего можно выделить 5 основных операций, способных продлить срок службы гелевого аккумулятора:

  1. Поддержание чистоты корпуса.
  2. Очистка клемм.
  3. Проверка крепления.
  4. Контроль уровня заряженности.
  5. Своевременная зарядка.

Рассмотрим каждое мероприятие более подробно – зачем его выполнять и, самое главное, как это делать правильно, чтобы не навредить.

Поддержание чистоты корпуса

В случае с традиционными АКБ с жидким электролитом этот пункт считается не просто важным, а даже критичным. Скапливающаяся пыль и грязь на поверхности корпуса в сочетании с парами кислоты со временем превращается в субстанцию, которая отлично проводит ток. В результате между клеммами и отсеками АКБ возникает замкнутая цепь. Это служит первопричиной повышенного саморазряда аккумулятора.

В гелевых АКБ жидкого электролита нет, и как заверяет производитель, испарения кислоты тоже отсутствуют. Однако это не значит, что для батареи полезно находиться в загрязненном состоянии. Пыль и грязь могут содержать соли и другие компоненты, которые превращают мелкодисперсные диэлектрики в проводящие ток вещества.

Соответственно, чистый гелевый аккумулятор – это здоровый и долговечный аккумулятор.

Для удаления пыли и грязи с поверхности корпуса рекомендуется использовать обычную теплую воду с предварительно растворенной в ней содой. Такой раствор нейтрализует практически все компоненты, способные превращать пиль в проводник тока.

Не следует использовать для очистки бытовые химические средства. Также обратите вниманию на воду. Она должна содержать как можно меньше солей. Чтобы добиться наилучшего результата, лучше взять дистиллированную воду проверенного качества.

Очистка клемм

Со временем на клеммах появляются солевые отложения белого цвета. В результате ухудшается контакт, что нередко приводит к разрыву цепи между аккумулятором и бортовой сетью автомобиля. Чтобы избежать подобных проблем, клеммы и крепления необходимо своевременно очищать от солей и налета.

Для этих целей оптимально подходит мелкозернистая наждачная бумага (чистить без фанатизма). Для профилактики после удаления налета и подключения аккумулятора обратно к проводам, клеммы и крепления можно обработать вазелином или солидолом (тоже без фанатизма). Задача – ограничить доступ влаги и кислорода к свинцу.

Проверка крепления

Гелевые аккумуляторы не боятся наклонов и переворачиваний. Однако тряска и сильные вибрации для них совсем не являются полезными факторами. Если подобное происходит постоянно, то это может стать причиной отслоения гелевого электролита от свинцовых пластин АКБ. В результате контакт двух химических элементов уменьшится, снизится активность химической реакции, а за ней способность отдавать и принимать энергию.

Поэтому гелевый аккумулятор должен быть надежно закреплен на штатном месте. Фиксацию необходимо периодически проверять, так как она может послабляться в процессе эксплуатации автомобиля по плохим дорогам.

Контроль уровня заряженности

Если автомобиль долгое время простаивает, эксплуатируется преимущественно для кратковременных поездок, при отрицательных температурах и ночами, аккумулятор может не успевать восстанавливать затрачиваемую энергию от генератора. В результате он со временем разрядится полностью, чем «порадует» владельца как-то ранним зимним утром.

Чтобы этого избежать, необходимо регулярно следить за уровнем заряженности аккумулятора и своевременно его подзаряжать при помощи стационарного зарядного устройства. Уровень заряженности гелевого АКБ можно проверить путем замера напряжения на его клеммах. Если оно 12,7 В – батарея заряжена на 100%, если 12,6 В – на 90%, и так далее.

Мерить напряжение обязательно нужно на постоявшем не менее 8 часов аккумуляторе. Если делать эту процедуру сразу после того, как заглушен мотор, показатели будут ложными, и ничего информативного о степени заряженности не покажут.

Своевременная зарядка

Подзаряжать гелевый АКБ рекомендуется сразу же, как измерения степени заряженности дали результат ниже 60%. Не стоит доводить аккумулятор до состояния более глубокого разряда. Это не полезно, по какой бы технологии не была изготовлена батарея.

Заряжать лучше специальным зарядным устройством, разработанным с учетом особенностей гелевых аккумуляторов. Если такого нет, то помним, что напряжение заряда ни в коем случае нельзя превышать более, чем 14,4 вольта. Ток заряда – стандартный – составляет 10% от номинальной емкости АКБ.

Итог

Несмотря на то, что гелевые аккумуляторы считаются необслуживаемыми, в некотором минимальном уходе они, все же, нуждаются. Если за батареей не следить, она отслужит на порядок меньше, чем аккумулятор, не обделенный вниманием владельца автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector