Инструкция как заряжать AGM аккумулятор самостоятельно
AGM аккумулятор: преимущества и недостатки
В начале 70-х годов прошлого столетия в аккумуляторной среде произошёл настоящий прорыв. Мало того что инженеры научились по максимуму использовать кислотные батареи, так они ещё и придумали инновационные виды аккумуляторов, работающие на электролите-геле. На сегодняшний день именно последние являются наиболее перспективными в плане развития, поэтому мы решили осветить их более детально. Если быть точнее, то в сегодняшнем материале речь пойдёт о подвиде гелевых батарей – AGM аккумуляторах. Не слышали о таких или хотите узнать побольше? Обязательно ознакомьтесь со следующим материалом.
Устройство, применение и принцип работы
AGM аккумулятор – это источник бесперебойного питания, представленный в виде аккумуляторной батареи, которая работает посредством использования твёрдого электролита. В большинстве своём данные аккумуляторы предназначены для автомобилей и техники класса «мото», реже они используются на стационарных электростанциях. Отметим, что такие именитые производители транспортных средств как БМВ и Kawasaki активно используют в конструкции своей продукции именно аккумуляторы AGM.
Батареи конструкции «АГМ» представляют собой устройство, состоящие из следующих элементов:
- пластмассовый корпус, служащий основой для крепления всех составляющих ИБП;
- пластины, формирующие отсеки для электролита внутри АКБ;
- специальные сепараторы из стеклоткани, являющиеся носителями электролита-геля;
- электроды, соединяющие все пластины в единое целое и формирующие напряжение, ток посредством использования электролита;
- мастика, заполняющая всё промежуточное пространство в конструкции батареи;
- клеммы аккумулятора.
По сути, AGM аккумулятор – это промежуточное звено между обычным кислотным ИБП и более инновационной гелевой батареей. Суть работы подобных АКБ заключается в том, что электролит (дистиллированная вода с серной кислотой) находится не в жидком состоянии в обычных сепараторах, а впитан в стеклоткань, которая и делает из него твёрдую субстанцию. Именно последняя соединяет положительный и отрицательный электроды через соответствующие пластинки и формирует стандартную работу АКБ. Данный подход больше схож с гелевыми аккумуляторами, поэтому AGM нередко выделяют в их подвид.
Примечание! Аккумуляторные батареи с подобным устройством являются полностью изолированными и герметичными. Газы, образующиеся в них при функционировании, остаются в тех же отсеках сепараторов и повторно участвуют в процессе производства тока, напряжения.
Стоит отметить, что напряжение у таких ИБП является стандартным и равняется показателю примерно в 12 Вольт. Определить именно такой AGM аккумулятор среди множества других можно через обычную добавку к наименованию – «12V». Наибольшее распространение получили подобные батареи в сфере автомобилестроения (BMW, Hyundai), однако и сфере мото они встречаются не столь редко (Kawasaki, Yamaha, Delta).
Распространённые АКБ AGM
Любой аккумулятор AGM – VRLA-класс источников бесперебойного питания. Подобные устройства имеют неплохие технические характеристики и отлично проявляют себя в эксплуатации, поэтому достаточно широко примененяются в мото- и автомобилестроении. На сегодняшний день по праву лучшими аккумуляторами данного класса считаются:
- АКБ от BMW. Такими батареями оснащается большинство моделей BMW. Они представляют собой мобильные ИБП 12V типа. Аккумуляторы AGM от BMW являются довольно-таки качественными и служат немалый срок. Именно их принято считать лучшими в данной сфере «аккумуляторного» дела. В общем, ничего удивительного. BMW – это всегда высокое качество;
- ИБП от Delta (Дельта). Данные батареи используются, преимущественно, на технике класса «мото», но их также можно встретить и на автомобилях. Напряжение батарей от Delta стандартное и равняется 12 Вольтам. Относятся такие АКБ к средней ценовой категории и достаточно распространены в России. В целом, батареи Delta позиционируют себя только с положительной стороны;
- Аккумуляторы Varta (Варта). Близкий аналог продукции от Delta, однако являющийся бюджетным типом АКБ. Используется как в автомобильной, так и в мотосферах. Характеризовать аккумуляторы от Варта можно хорошим и добротным ИБП.
Также на территории РФ встречаются AGM батареи от Bosch, Intimidator и Challenger. Однако широкой популярности они не получили и по сравнению с отмеченными выше аккумуляторами внимания не достойны.
Плюсы и минусы
Мото- и автомобильные аккумуляторы типа AGM имеют как свои недостатки, так и преимущества. Рассмотреть их будет не лишним, поэтому для начала рекомендуем обратить внимание на следующие достоинства в использовании подобных АКБ:
- Широкие возможности эксплуатации и отменная защита от вибраций, чего получается добиться благодаря твёрдости используемого электролита;
- Отсутствие необходимости обслуживания батареи. Как было отмечено выше, AGM аккумуляторы являются изолированными и герметичными узлами, поэтому конкретного обслуживания не требуют. Исключением, естественно, является зарядка АКБ;
- Высокая надёжность ИБП, что имеется, опять же, из-за уникального устройства AGM батарей;
- Отличные показатели пускового тока, благодаря чему успешно использовать AGM аккумуляторы возможно и при низком заряде;
- Безопасность устройства и полная защита от неблагоприятного электролита;
- Возможность работы АКБ при низких температурах. Работают такие батареи при морозе до минус 35-45 градусов по Цельсию.
Несмотря на столь положительную характеристику, стоит отметить и следующие недостатки AGM аккумуляторов:
- Большой вес, который появляется из-за уникальности используемых сепараторов;
- Невозможность хранить АКБ в разряженном состоянии;
- Высокая чувствительность к изменению напряжения при зарядке или подпитке от генератора;
- Немалая стоимость приборов, в среднем, заметно выше, чем на другие виды аккумуляторных батарей.
Конечно, каждый может характеризовать AGM аккумуляторы как с положительной, так и с отрицательной стороны. Однако главное свойство данных ИБП все-таки является очень даже неплохим и положительным. Если говорить точнее, то речь идёт о количестве возможных прохождений аккумулятором цикла «заряд-разряд». Относительно AGM батарей стоит отметить, что они способны выдержать проведения более 1 000 таких циклов и порядка 200 — при глубоком разряде аккумулятора. Впечатляет, не правда ли?
Зарядка
Многие автомобилисты и мотоциклисты задаются вопросом – «Как правильно заряжать AGM аккумулятор?», считая данную процедуру чем-то сложным и крайне непонятным. На самом деле порядок зарядки АКБ подобного типа мало чем отличается от аналогичной операции с кислотным или гелевым аккумулятором. В типовом варианте она проводится так:
- Рассматривается разряженная батарея с транспортного средства с обязательным соблюдением базовых норм безопасности;
- Организуется место для проведения зарядки аккумулятора, которое должно быть скрыто от третьих лиц и ограничено от воздействия неблагоприятных факторов;
- Подготавливается зарядное устройство для АКБ путём соединения с заряжаемой батареей и сетью электросети;
- Затем осуществляется настройка зарядного устройства. Она определяется только с учётом желаемого варианта зарядки, который может быть либо многоступенчатым, либо одноступенчатым. Принцип каждого вида зарядки таков:
- Для одноступенчатой – сила тока определяется в 10-20 % от энергоёмкости заряжаемого устройства, а напряжение равняется 13,3-13,8 Вольт. Зарядка осуществляется до полного заряда батареи;
- Для многоступенчатой – сила тока на первом этапе зарядки определяется 10-30 % от энергоёмкости заряжаемого устройства, напряжение равно 14,2-14,8 Вольт, на этом шаге аккумулятор заряжается на 70-80 %. На втором этапе и последующих напряжение уменьшается на 0,3 Вольт, а сила тока остаётся неизменной.
- После этого остаётся лишь дождаться полного заряда батареи и вернуть её на своё «законное» место.
Примечание! Производители AGM аккумуляторов советуют заряжать их в одноступенчатом режиме. Однако если имеет место восстановление АКБ после глубокого разряда, то лучше применить многоступенчатую зарядку в пределах 2-5 этапов.
Пожалуй, на этом наиболее важная информация по сегодняшней теме подошла к концу. Как видите, AGM аккумуляторы – довольно-таки интересные устройства к рассмотрению. Надеемся, представленный выше материал был для вас полезен. Удачи на дорогах и в использовании АКБ!
Зарядное для AGM автомобильных аккумуляторов
Как известно, AGM батареи критичны к режиму зарядки. Обычные зарядные устройства без контроля напряжения зарядки могут вывести их из строя. Внутри AGM батареи свинцовые пластины находятся в своего рода пакетах, наполненных электролитом в виде геля. У этих батарей много преимуществ перед традиционными, но они требуют определенного к ним отношения при эксплуатации. Их нельзя эксплуатировать в условиях высоких температур (поэтому их размещают вне моторного отсека, в салоне или багажнике авто). Напряжение их зарядки не должно превышать 14,7 в.
Производители этих батарей рекомендуют следующий режим их зарядки:
- 1 этап — основной. Заряд аккумуляторной батареи током 0.1С ( С — емкость батареи в А/Ч) до напряжения 14.5-14.8в. Этот момент очень важен так как на этой границе начинается бурное расщепление воды на кислород и водород, тем самым создаётся избыточное давление в банках. Избыточное давление выходит через предохранительные клапаны, повышается кислотность электролита, происходит отслоение геля от пластин, уменьшаются токоотдача и срок службы батареи. То есть это этап с ограничением напряжения.
- 2 этап – буферный. При достижении на батарее порога напряжения 14,5 – 14,8 в мгновенное снижение напряжения заряда до 13,6 – 13,8 в с ограничением тока. Вот о таком устройстве и пойдет речь.
Я решил собрать собственное зарядное устройство для зарядки AGM батарей еще и потому, что в свое время приобрел продвинутую фирменную зарядку СТЭК MXS – 5.0 и поставил у нее на выходе ампервольтметр для контроля параметров зарядки. При этом был неприятно удивлен, что в режиме основной зарядки для AGM батарей напряжение зарядки превышало 15 в при токе 4,5 А. Я даже задавал вопрос дилеру этих устройств в России, а почему собственно так? Ведь такого быть не должно ни в коем случае! Но внятного ответа так и не получил. За основу я взял схему с сайта forum.cxem.net/index.php автора «kurilka», как наиболее подходящую с моей точки зрения для повторения. Вот она:
Мне пришлось доработать схему под мои задачи. Дело в том, что автор использовал ее на слаботочных нагрузках. Мне же нужно заряжать батарею током около 4 А в основном режиме, не менее. Поэтому, когда я ее собрал и запустил, то получил зарядный ток около 0,5 А, разумеется заменив силовой транзистор Q1 на более мощный, а именно – КТ819. Никакие манипуляции с настройками не давали желаемого результата.
Я предположил, что недостаточное смещение на выходном транзисторе не дает ему открыться. При включенном режиме зарядки, когда на выходе 555 присутствует высокий потенциал, транзистор Q2 открыт и шунтирует управляемый стабилитрон TL431. Напряжение на базе Q1 в этом случае определяется разницей величин напряжения питания ( у меня 21 в) и падением напряжения на R5. Оно получалось недостаточным, чтобы транзистор Q1 открылся. Увеличить напряжение можно уменьшив R5. Но в этом случае возрастает коллекторный ток через Q3 и он наверняка выйдет из строя (для 2N3409 100 миллиампер – это предел).
Что я сделал?
Поменял Q3 на КТ815. У него тоже напряжение насыщения 0,6 в, как и у 2N3409, но ток 1,5 А макс. Я рассчитал схему следующим образом. R5 — 240 Ом. Коллекторный ток на КТ815 при этом мал, радиатор не требуется. На базе Q1 стало около 14 в и он открылся. Ток зарядки стал 4,2 А. Он ограничивается величиной сопротивления R7, которое примерно рассчитывается: J = 0,6/R7. 0,6 в – это напряжения насыщения транзистора Q3, который открываясь шунтирует напряжение смещения на Q1, заставляя его закрываться и тем самым ограничивая ток через него. У меня R7 – 0,15 Ом мощностью 10 Вт. Ток при этом около 4 А. Аккумулятор заряжается до напряжения отсечки, т.е. до 14,7 В, как я установил настройками. Затем срабатывает на отключение таймер 555 и напряжение на базе Q1 будет определяться уже напряжением открывшегося стабилитрона, т.е.13,6 В — буферный режим.
А это как раз то напряжение смещения транзистора Q1, при котором ток зарядки при полностью заряженной батарее ( в процессе дозарядки после включения буферного режима ток постепенно уменьшается, у меня с 2,5 А в начальный момент при переключении в буферный режим) должен быть около 0,5 А или немного меньше 0,01С. Это нормально. Такой ток не вредит батарее и компенсирует ее саморазряд.
Все процедуры настройки схемы описаны автором, поэтому я не буду их повторять, а просто приложу авторскую статью.
Узел питания состоит из трансформатора (в моем случае тороидальный) с напряжением вторичной обмотки 16 – 18 в, выпрямительного моста соответствующих параметров и конденсаторов фильтра, емкость которых зависит от нагрузки, в моем случае 20 000 мкф. Напряжение на входе схемы после фильтра у меня около 21 в. Охлаждение силового ключа на транзисторе КТ819 выполнено на радиаторе компьютерного процессора с кулером. Как оказалось, этот радиатор настолько эффективен, что не позволяет разогреться транзистору на токе 4 А более 50 градусов. В этом случае напряжение на вентиляторе около 8 в и он работает не в полную силу. Можно использовать и меньший радиатор.
Схема блока управления кулером с плавной регулировкой оборотов вентилятора в зависимости от температуры нагрева использовалась очень простая, всего из трех деталей, — транзистор MOSFET IRFBC 40, терморезистор с отрицательным ТКС ( у меня 6,8 ком) и подстроечный резистор ( у меня 2,2 ком). Номиналы резисторов не критичны, главное, чтобы сопротивление подстроечника было примерно в 3 раза меньше сопротивления терморезистора.
Вот, что у меня в итоге получилось:
Для тех, кто хочет почитать статью автора исходной схемы в оригинале рекомендую скачать: “Автоматическое устройство для зарядки кислотных свинцовых, (гелевых) аккумуляторов.” Там подробное описание схемы и ее настройки. Я же дал только информацию по своим изменениям.
Всем заряженных батарей и приличных пусковых токов. За сим откланиваюсь – BUSTER 333.
Как заряжать аккумулятор AGM
#1 YARIK

























































































































#2 YARIK





























































































































Можно ли не снимая с машины, и сколько по времени что бы перезаряда небыло.
#3 Wins






























































































Спасибо конечно за перенос темы, но она такая ДРЕВНЯЯ и про обычные аккумы.
ЗЫ Как заряжать обычный я знаю, а как быть с BMW AGM.
#4 YARIK





























































































































#5 Wins






























































































#6 YARIK





























































































































А я надеялся что можно обычным зарядным аля Орион PW265 зарядить
Тем более что способ заряда ещё зависит от производителя 🙁
#7 Wins






























































































У меня такой же.
В инструкции говориться – Можно также использовать ЗУ в неавтамотическом режиме для заряда АБ любой электрохимической системы с максимальным напряжением в конце заряда меньше 15 В.
Только не понятно как?
#8 MSeva


























































































































вот нашел еще
Есть много различных мнений о том, как правильно заряжать аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM (Absorbent Glass Mat), что приводит к путанице и затрудняет выбор подходящего зарядного устройства для таких батарей. Большинство мнений и слухов базируются на том, что AGM аккумуляторы зачастую путают с гелевыми (Gel), которые действительно довольно чувствительны к напряжению заряда. Надеемся, что данная статья поможет прояснить ситуацию и развеять мифы об особой сложности зарядки AGM аккумуляторов.
Данные, приведенные в статье, основаны на результатах изучения рекомендаций изготовителей аккумуляторов, а также на многочисленных тестах, проведенных в собственной лаборатории.
Рекомендованные производителями AGM аккумуляторов алгоритмы зарядки можно разделить на многоступенчатые (2 или 3 ступени) и одноступенчатые.
1) Зарядка в 3 ступени:
Основной заряд 14.2 – 14.8 В током 0.1 – 0.3С («С» – емкость батареи в Ач)
Накопление 14.2 – 14.8 В
Плавающий заряд (хранение) 13.2 – 13.8 В
Хотя этот алгоритм часто описывается как наилучший, сами производители аккумуляторов его упоминают редко. Видимо, это связано со сложностью его реализации в зарядных устройствах из-за того, что для разных емкостей длительность ступеней зарядки очень отличается и существует большая вероятность скорее повредить аккумулятор, чем качественно его зарядить.
——————————————————————————————————————————–
2) Зарядка в 2 ступени (Наиболее рекомендованный большинством производителей алгоритм)
3) Зарядка в 1 ступень, вариант 1 (рекомендуется для быстрой подзарядки, не рекомендуется в качестве основного, нужно следить за временем заряда) :
4) Зарядка в 1 ступень, вариант 2 (часто рекомендуется в качестве основного для батарей, используемых в системах бесперебойного питания или при длительном хранении батарей):