Svarkin-spb.ru

Что такое сульфатация аккумулятора?

Что такое сульфатация аккумулятора?

Автор: Мэдди Филлипс (Maddy Phillips) , ведущий специалист NOCO

Что такое сульфатация аккумулятора?

Сульфатация аккумулятора — это процесс образования кристаллов сульфата свинца на аккумуляторных элементах. Небольшая сульфатация имеет место в течение всего срока службы аккумулятора. Быстрая сульфатация может происходить в случае продолжительного хранения, перезаряда или недозаряда аккумулятора. Чем больше сульфата накапливается на аккумуляторном элементе, тем менее эффективным становится аккумулятор. Сульфтация — основная причина неисправностей свинцово-кислотных аккумуляторов на ранних этапах эксплуатации, она может привести к одному из следующих последствий: потеря пусковой мощности, увеличение времени зарядки, перегрев электрической системы транспортного средства, уменьшение периода работы между зарядками и в конечном итоге сокращение срока службы аккумулятора.

Как предотвратить сульфатацию аккумулятора?

Если вы хотите сэкономить время и деньги, максимально увеличив предполагаемый срок службы аккумулятора, проводите профилактику чрезмерной сульфатации. Для этого свинцово-кислотный аккумулятор нужно регулярно заряжать, по возможности до полного заряда, не оставлять незаряженным и неиспользуемым в течение продолжительного периода. На рисунке слева изображено интеллектуальное зарядное устройство NOCO Genius G7200 7,2A — идеальный инструмент для поддержки аккумулятора. Чем меньше вы поддерживаете аккумулятор, тем быстрее кристаллы сульфата свинца образовываются и накапливаются на пластинах аккумулятора. Сульфатированный аккумулятор можно восстановить, если быстро выявить и устранить проблему.

Как определить, что аккумулятор сульфатирован?

Если аккумулятор сульфатирован, вы начнете замечать, что его эффективность снижается. Самый частый признак сульфатированного аккумулятора — это то, что он плохо заряжается или не заряжается вообще. Если вам кажется, что электроприборам не хватает силы тока (слабое кондиционирование, слабый свет фар), то это серьезный признак сульфатации аккумулятора. Если аккумулятор садится намного раньше, чем вы того ожидаете, велика вероятность того, что причина в сульфатации. Проверить напряжение аккумулятора можно с помощью мультиметра. Если напряжение менее 12,6 вольт, значит аккумулятор недозаряжен, возможно в результате сульфатации. Также можно осмотреть элементы аккумулятора на предмет сульфатации. Для этого нужно открыть аккумулятор (рекомендуем делать это на защищенной поверхности в хорошо проветриваемой зоне). Аккуратно снимите пробки с верхней поверхности аккумулятора, используя отвертку с плоским шлицом. Вы должны иметь возможность заглянуть внутрь каждого отверстия и увидеть элементы аккумулятора, разделители и уровень электролита. Элементы и разделители сульфатированного аккумулятора обычно серые и грязные, их тяжело отличить друг от друга. Если аккумулятор в хорошем состоянии, серебристые свинцовые элементы чистые и хорошо отличимы от черных разделителей. На рисунке ниже показано, как выглядит сульфатация аккумулятора.

Как устранить сульфатацию аккумулятора?

Сульфатация бывает двух видов: обратимая (мягкая) и необратимая (жесткая). При обнаружении на достаточно ранней стадии аккумулятор с мягкой сульфатацией можно легко восстановить. С интеллектуальными зарядными устройствами NOCO G3500, G7200, G15000 и G26000 устранить сульфатацию аккумулятора очень просто. Ниже представлена пошаговая инструкция по десульфатации аккумулятора с помощью интеллектуальных зарядных устройств NOCO .

Что такое сульфатация аккумулятора? (все про то как сохранить автомобильную АКБ)

Добрый день. Из сегодняшней записи вы узнаете, что такое сульфатация аккумулятора и как ее предотвратить.

Договоримся о терминах.

Сульфатация — Процесс образования сульфата свинца. Что самое интересное – это нормальное явление, ведь работает аккумулятор за счет того, что осуществляются процессы сульфатации и десульфатации. Они полностью соответствуют показателям разрядки и зарядки агрегата. Во время разрядки восстанавливается свинец за счет сульфатов, а во время разрядки происходит обратный процесс.

Читать еще:  Инструкция как заряжать AGM аккумулятор самостоятельно

Договорились – сульфатация нормальное явление, пока она находится в пределах допустимых при эксплуатации.

Как устранить сульфатацию?

Если с течением времени вы заметили, что стартер стал хуже крутить двигатель при запуске, при этом вы проверили плотность электролита, и степень зарядки, у вас есть шанс реанимировать батарею. Для этого необходима лампочка и зарядное устройство. Методика проведения следующая – производятся 2-4 цикла глубокой зарядки-разрядки. Сначала батарея, при помощи лампочки, разряжается до стадии когда лампа перестает светиться, после ставиться на зарядку на 10 часов током равным 10 % от емкости батареи. По окончании зарядки доводится плотность до оптимальной (статья про плотность), цикл тренировки окончен. Повторяется эта процедура несколько раз.

Если после проведения тренировки, ничего не изменилось, аккумулятор необходимо заменить так как устранить сульфатацию без замены пластин уже невозможно.

Про методику тренировки аккумулятора есть отличное небольшое видео:

Что такое запредельная сульфатация?

Очень часто поверхность свинцовых пластин покрывается кристаллической массой, что приводит к процессу, который называется глубокой сульфатацией. Это приводит к образованию пленки из кристаллов, которая препятствует проникновению электролита к поверхности пластин, и снижает работоспособность батареи. Площадь таких образований может быть очень велика, а значит, токоотдача сильно снизится, так как электролит не имеет контакта с пластинами. Сульфатация — основная причина того, что батарея не работает или работает, но плохо. Сильная сульфатация приводит к очень быстрой разрядке аккумулятора и низкой токоотдаче из-за высокого внутреннего сопротивления батареи. Запустить двигатель при этом становится сложно, а также нарушается работа всего электрооборудования машины.

Причины чрезмерной сульфатации.

Причин образования кристаллических сульфатов несколько.

Глубокий разряд.

Это случается, когда водитель забывает выключать перед парковкой какие-то электроприборы в машине, и они работают в течение всей стоянки. В этом случае за одну ночь заряд может полностью упасть, в результате чего и произойдет глубокая разрядка.

Аналогичная ситуация происходит когда батарея долгое время хранится отдельно от автомобиля и не эксплуатируется. При длительном хранении специалисты рекомендуют проводить подзарядку батарей, так как если этого не делать, даже новый аккумулятор придется выкинуть. Довольно часто, устанавливая новый аккумулятор, купленный в магазине, невозможно запустить двигатель, это и есть основная причина в нарушении процесса хранения.

Низкий уровень электролита.

Другая причина имеет чисто химический характер и заключается в значительном понижении электролита в аккумуляторной батарее. Это приводит к появлению больших поверхностей на свинцовых пластинах, которые остаются не покрываются жидкостью, а это способствует значительному росту скорости сульфатации. Следующая причина, которая влияет на ускорение этого процесса — содержание различных примесей в электролите. Это вызвано нарушениями технологического процесса на стадии производства или обслуживания батареи.

Таким образом, основная причина сульфатации и нарушения функциональности автомобильных аккумуляторов заключается в нарушении оптимального состояния электролита (плотность и уровень). Устранить эту проблему можно периодически контролируя уровень электролита и его плотность….

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос что такое сульфатация аккумулятора и почему она случается. Если у вас остались вопросы – пишите их в комментарии.

Читать еще:  Как зарядить гелевый аккумулятор и не убить его?

Сульфатация пластин или почему умирает аккумулятор

Почему деградирует (умирает) аккумулятор через определенное время? Вообще тема обширная, но не такая сложная, как кажется на первый взгляд.
Пользуясь сленгом телевизионных шоу – сделаем «подводку».

Итак, что такое сульфатация? Это химическая реакция, при которой поверхность пластин покрывается серно-кислым свинцом. Чем мощнее происходит разряд, тем толще становится покрытие пластин белым налётом. Это как раз и есть сульфат свинца.

Процесс сульфатации особенно интенсивно происходит летом. Если на улице +30°С, то в моторном отсеке 60÷80°С. Вот при этой температуре происходит обильный процесс сульфатации пластин. И мы теряем летом основной показатель батареи – пусковой ток.

Величина пускового тока, указанного на аккумуляторе, очень редко совпадает с реальностью.
Если указано 480А, то в реальности 400А и это хорошо. Или в пределах допуска, а он всегда в отрицательную сторону.

Мы никогда не задумываемся: почему завод-изготовитель дает гарантию 2 года? Да потому что: вот вы купили новый аккумулятор, поездили год, у него было 400А пускового тока. А в зиму вы войдете с максимум 300А. За первый год эксплуатации теряется 100А. За второй год вы потеряете еще 100А, а может быть и больше.

Летом этой мощности еще хватает. А вот в зимнее время этой мощности абсолютно недостаточно.

Приведем пример: аккумулятор 60А/час. Так вот: летом стартер берет максимум 100А и запускает вам двигатель. В запасе находится еще 150-200А. А зимой стартер образно говорит аккумулятору: «Дай мне не 300А, а 320А. Вот тогда я тебе двигатель заведу».

Вы никогда в жизни не запустите двигатель, потому что стартер забирает из аккумулятора всю мощность.

А теперь разберемся в тонкостях процесса сульфатации

Электролит состоит на 65% из дистиллированной воды и 35% серной кислоты. В норме он имеет плотность 1,27 г/см3. Вот этот раствор как раз и заливает внутреннее наполнение банок аккумулятора (пластины). Подробно о электролите написано в статье «Что нужно знать об электролите для аккумуляторов»

При заряде на минусовой пластине накапливается свинец, а на положительной — окись свинца.

При заряде плотность растет из-за поглощения дистиллированной воды.

При разряде расходуются активные вещества, т.е. как раз восстановленные пластины начинают расходоваться и образуется сульфат свинца.

Образованию сульфатной пленки на поверхности свинца предшествует пересыщение ионами Pb+ приэлектродного слоя. В процессе анодной поляризации свинца его поверхность равномерно закрывается сульфатным слоем, что приводит к линейному падению емкости двойного слоя. Сульфатная пленка при малых размерах пор ведет себя как селективно-проницаемая мембрана, в результате чего затрудняется доступ сульфат-ионов к поверхности свинца. Это приводит к возможности роста рН электролита в порах пленки у поверхности металла, что в свою очередь создает условия для образования основных сульфатов свинца, дополнительно пассивирующих электрод.

Как победить сульфатацию?

Известно несколько методов «лечения» засульфатированных электродов. Прежде всего, это замена аккумуляторного электролита на дистиллированную воду и проведение заряда малыми токами. Эта операция иногда повторяется несколько раз. Необходимо заметить, что удаление электролита из аккумуляторов с плотной сборкой электродов и высокопористыми сепараторами затруднено и представляет собой весьма трудоемкий процесс. В конце заряда необходимо вновь корректировать плотность электролита крепкой кислотой.

Читать еще:  Как разобрать аккумулятор ноутбука?

Рекомендуется проведение заряда засульфатированных аккумуляторов токами большой величины с целью десорбции органических веществ с поверхности кристаллов PbS04. А.И. Русиным был успешно применен метод восстановления засульфатированных аккумуляторов чередованием толчковых токов в конце заряда, пауз и малых токов.

Наконец, в последнее время найдены десульфатирующие добавки в электролит аккумуляторов. Введение таких добавок в аккумуляторы в количестве 1÷1,5г на литр электролита через несколько дней приводит к восстановлению емкости аккумулятора. К таким добавкам относятся некоторые типы пространственно-затрудненных фенолов (ПЗФ).

Предполагается, что ПЗФ образуют комплексные соединения с PbS04, разрушая при этом его крупные кристаллы. Причем десульфатирующие добавки не препятствуют протеканию основных электродных процессов в аккумуляторе.

В настоящее время эти добавки под торговыми марками «Русь» и «Гомол» нашли широкое распространение в нашей стране и за рубежом для свинцовых аккумуляторов различного назначения.

Десульфатирующее восстановительное устройство для кислотных аккумуляторов

Если аккумулятор подвергся сильной сульфатации пластин и потерял более половины своей ёмкости, а также начал плохо заряжаться – в данной ситуации может помочь мощный десульфатор.

Десульфатор – это источник мощного импульсного тока.

Пример как он работает: нам необходимо проделать отверстие в бетонной стене. Если мы будем делать обычной дрелью, даже с использованием победитового сверла – то простым сверлением нам понадобится очень много времени чтобы просверлить это отверстие. В таком случае мы берем перфоратор и проделываем отверстие за короткий промежуток времени, потому что в перфораторе используется импульсный удар.

Подобно перфоратору работает и десульфататор. Когда пластины аккумулятора покрыты мощным панцирем сульфата, который уже не растворяется, обычный даже мощный ток уже не способен проникать через этот панцирь. Т.е. свободные ионы начинают застревать в кристаллической решётке и эффекта от заряда никакого нет.

Но когда мы начинаем пропускать через пластины мощный импульсный удар, то подобно перфоратору свободные ионы пробивают кристаллическую решётку сульфата и попросту разрушают её. Аккумулятор начинает вновь заряжаться, набирать ёмкость и восстанавливается.

Но перед тем как начать восстанавливать аккумулятор – необходимо проверить уровень электролита. Если уровень маленький – необходимо долить воды до уровня.

Конечно, у этого устройства есть и свои недостатки. Таким устройством постоянно заряжать аккумулятор нельзя, так как зарядка мощным ассиметричным током способствует не только разрушению и «стряхиванию» сульфата, но и осыпается активная масса.

В качестве профилактики такое устройство можно применять при нормальной эксплуатации аккумулятора примерно раз в год.

Для тех, кто дружит с электроникой и умеет пользоваться паяльником: в интернете есть немало схем самодельных устройств различной сложности. Но принцип действия у них один и тот же. И если кому-то жалко потратить 1,5÷2 тыс. рублей на магазинное зарядное устройство с режимом десульфатации – поработайте своими руками и сотворите домашний шедевр.

Если у вас получится – поделитесь, пожалуйста, с братьями по несчастью и выложите схему и описание вашего прибора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector