Чем хорош «Курский аккумулятор»?
Тест аккумуляторов «За рулем»-2016: «дистрофики» на дне, «тяжеловесы» – на коне
Несмотря на замеченную многими читателями предвзятость, тесты АКБ «За рулем» остаются одними из самых популярных среди российских автомобилистов. Какие батареи в «топе» по итогам 2016 года по мнению «ЗР»?
В этом году журнал проникся веяниями тотальной экономии, как и большинство жителей страны. Поэтому, тестировались, по преимуществу, недорогие модели АКБ. Попали в рейтинг и «мажоры» вроде «Solite» за 5000, взятые для расширения выборки. Аккумуляторы проходили знакомые читателям испытания – резервная емкость, энергия пуска, холодный пуск (-18 и -29 оС) и способность принимать заряд. Мы не стали указывать цену на АКБ, данную в журнале. Как оказалось, многие из цен не соответствовали реальной стоимости в среднем по отрасли и возникли, видимо, с потолка. Так же, нужно заметить, что исследователи не заряжали батареи перед конкурсом, поэтому, оценка за первый тест иногда выставлялась продавцам, державшим батареи без обслуживания.
Исследователи расположили конкурсантов в таком порядке. Наши краткие комментарии прилагаются.
20. «Exice» (Южная Корея)
– один из самых дорогих конкурсантов, а показатели вышли посредственными. При «тридцатнике» вообще не завел двигатель.
19. «Thor» (Южная Корея)
– еще одна батарейка с завышенной стоимостью. Малая резервная емкость и «холодная смерть» от ключа зажигания.
18. «Solite» (Южная Корея)
– корейцев, как будто, не на тест позвали, а на избиение. Видно, под другие погоды заточены их аккумы. И на другие кошельки – их ценники. Как и братья не выдержал холодов, за что и был изгнан мокрыми тряпками в конец рейтинга.
17. «Cobat» (Россия)
– идеальная модель для эксплуатации в Краснодарском крае. Низкая цена, острая нетерпимость к холоду. Такой и в -20 может не завести. Но откуда этакие морозы на нашем юге!?
16. «Курский аккумулятор» (Россия)
– согласно тестам «ЗР» – это настоящий мастер обвесов. Заявленная и реальная масса отличаются без копеек на 3 кг! Такая экономия до добра не доведет. Вот аккум и «пал смертью храбрых» в борьбе с морозом, свалившись за отметку в 6 В.
15. «Подольские аккумуляторы» (Россия)
– нет, вот настоящий король обвесов! Реальная масса – 12,4 кг. Свинца положили, как украли, отсюда и показатели ниже среднего по всем фронтам и отказ на морозе.
14. «SilverStar» (Россия)
– это уже не смешно. Еще одна батарея российского производства и очередной колоссальный обвес. С недостачи в четырех батареях можно слепить новую, что производитель, наверное, и делает. Не слишком легкая (14 кг), но для «60-ки» хиловато. К тому медленно «полнеет» при зарядке и по-южному капризен. Всего за 9 секунд отдачи на нагрузочную вилку разрядился до нуля.
13. «Titan Standart» (Россия)
– наверное, за такой «подвал» рейтинга, «За рулём» многие назвали русофобами и агентами госдепа. Однако, вновь обвес, и вновь морозная смерть. Резерв в этом АКБ практически отсутствует, так что, откажи у нынешнего Вещего Олега такая батарея, принял бы он смерть от аккума своего.
12. «AkTex Solo» (Россия)
– в общем, тут сами «зарулёвцы» признали, что продавцы, у которых инкогнито скупались образчики для тестов, толком не обслуживали батарею. Еще бы тут быть резервной емкости. Правда, уже после зарядки АКБ с таким родным для поклонников «Звездных войн» именем, выдал быструю смерть на морозе. Скажем спасибо, что масса этой батареи всего на 1 кг отличается от записанной в документах. В сравнении с предыдущими образцами, это – честность.
11. «АКОМ» (Россия)
– батарейка среднего класса, но страдает той же «недоношенностью», что и более дешевые товарищи. А где не хватает свинца, там не хватает энергии. Поэтому, вместо 30 секунд норматива на холодную разрядку, выдержал «волжанин», только 17. Семнадцать мгновений, это, конечно, хорошо, но не для зимы.
10. «Bosch S4» (Европа)
– аккумуляторные обзоры «ЗР» каждый год солидарны в одном: «Bosch» оказывается в середняках, а «VARTA» – в лидерах. Все бы ничего, но на выходе с завода эти аккумуляторы родная мать, простите, главный инженер, отличить не сможет. Видимо, тестерам постоянно попадаются «боши» из неудачных партий. А может, и вовсе, контрафактные. Вот и здесь та же история. Умереть – не умер, все испытания аккумулятор прошел, но со средними параметрами и при высокой цене, почему и занял место в середине таблицы.
9. «Bars Silver» (Казахстан)
– батарея показала средние результаты во всех тестах, но на морозе предательскую «баранку» в зачет подкинула «дистрофия» батареи: мало какой аккумулятор-«шестидесятник» заведет автомобиль в -30 С при массе 13,3 кг. Возможно, в более тяжелом исполнении эта батарея «потащила» бы по всем параметрам. Так что, если найдете экземпляр «барса» с массой около заявленных 15,7 кг, его стоит купить.
8. «АкТех» (Россия)
– редкий случай соответствия массы батареи в документах и реальности. АКБ из Свирска не дали подняться выше два фактора: низкая резервная емкость и цена уровня среднего класса. Однако, первый недостаток говорит только о том, что аккум продавался полузаряженным! А второй объясняется емкостью батареи: в тесте участвовали, преимущественно, АКБ емкостью 55-60 Ач. «Шестьдесят четверки» было всего две. Они, конечно, стоят дороже, в этом вся загвоздка. В любом случае, покупать эту батарею можно, «За рулем» отвечает.
7. «TAB Polar» (Европа)
– аккумулятор прошел отлично все тесты, подвел его, опять же, недозаряд в магазине. Можно отметить только два минуса: батарея явно не относится к эконом-классу, ее цена, возможно, даже занижена. Второй – рекламу «TAB» «За рулем» публикует исправно, и нет никакой гарантии, что результаты теста не входят в неофициальное рекламное соглашение.
6. «Tyumen BatBear» (Россия)
– тюменский «Медведь» отличается стабильностью. Даже в тех тестах, где не было ставки на бюджетность аккумуляторов, он занимал места вблизи тройки победителей. Так и тут: справился со всеми испытаниями, минус получил только на резервной емкости, но эта оценка уже обслуживающему персоналу склада, а не «Медведю».
5. «Зверь» (Россия)
– еще один фаворит предыдущих сравнительных тестов. Здесь аккумулятор из Иркутской области показал себя одним из самых мощных, да и масса – 15,8 кг на емкость 60 Ач – этому способствует. По техническим параметрам он был бы на позицию выше, но небюджетная цена понизила «Зверя» в рейтинге.
4. «Medalist» (Южная Корея)
– этот бренд не раз входил в тройку призеров тестов «За рулем». Он бы и сейчас оказался в тройке, если б не по-корейски высокая цена. Впрочем, цена того же уровня, что и у других корейских брендов, тех самых, со дна этого рейтинга. В общем, холодостойкий «Medalist» снова оправдал свое название.
3. «Mutlu Silver Calcium» (Турция)
– в тройку этот АКБ вошел только из-за низкой цены. Чисто по показателям турецкая батарея заняла 5-е место. Она выдержала и испытания морозом, как и подобает бренду со ставкой на морозоустойчивость. Цена, указанная на батарею – 3520 рублей – заставила проверить ее на достоверность. Оказалось, что в некоторых магазинах можно найти такую. Главное, чтобы батарея, которую вы будете покупать за такие деньги, оказалась столь же увесистой (15,3 кг) и надежной.
2. «Varta Blue Dynamic» (Европа)
– какой же рейтинг, да без «Варты»!? Легендарное имя, кажется, заведомо делает батарею победителем всевозможных тестов. Без учета ценовых рамок, номинальные немцы заткнули за пояс всех участников. Повлияла на результат легендарность, или же конвейеры «Johnson Controls» в Европе имеют для производства «Varta» совершенно особенное оборудование? Сказать трудно, однако на тех же самых заводах «JC» в Германии производят помимо «Varta» еще и «Bosch», «Tenax». Первые замкнули десятку в рейтинге, вторые, несмотря на среднюю для этого теста стоимость (от 3500 рублей), в число испытуемых не попали.
1. «Tyumen Battery Premium» (Россия)
– уже не первый раз «Тюмень» вошла в число призеров рейтинга «За рулем». При этом, цена на этот аккумулятор была одной из низких среди участников. Секрет успеха прост: 16,6 кг! Чем больше свинца, тем больше резерв, емкость и токоотдача. Тюменцы оказались на голову выше бюджетных собратьев даже без новейших технологий и новаторских шагов. Всем производителям АКБ стоит намотать на ус: дополнительный килограмм свинца сделает обычный аккумулятор хорошим, два – надежным и долговечным.
P.S. Слова Пушкина: «сказка ложь, да в ней намек…»,
подходят и для подобного рода тестов. Сам журналист впал в легкое противоречие, по ходу текста. «Результаты исследований относятся только к данной выборке и не могут служить основанием для оценки всей продукции того или иного бренда» – читаем мы, а уже через два абзаца: «При выборе марки АКБ мы настоятельно рекомендуем руководствоваться списком наших победителей последних лет». Поэтому, результаты сравнительного испытания стоят не больше, чем рекомендация случайного знакомого, но все равно пригодится при выборе.
Чем хорош «Курский аккумулятор»?
Кризис ударил по всему, и аккумуляторный рынок не исключение. Покупатели смотрят прежде всего на цену. Даже владельцы престижных машин не спешат разоряться на дорогие аккумуляторы типа AGM и EFB, которым еще несколько лет назад все предсказывали безоговорочное господство.
Даже как-то неловко рассуждать про амперы, кулоны и градусы, если массовый потребитель выбирает что подешевле. С другой стороны, у бюджетной продукции зачастую хромает качество и экономия может вылиться в копеечку. В этот раз мы решили сделать упор на недорогие аккумуляторы.
Аккумуляторы подешевле?
Поначалу поиск самых недорогих батарей популярнейшей размерности 242x175x190 мм дал скромный результат – всего пять изделий ценой от 2610 рублей за подольскую АКБ до 3002 рублей за тюменскую. Маловато для полноценной экспертизы. Подняли ценовую планку до 3500 рублей – добавилось еще шесть аккумуляторов. А как же без громких зарубежных имен – Varta, Bosch, Mutlu? Кроме того, за бортом остались и близкие к ним по цене отечественные батареи – например, АкТех. Попутно выяснилось, что некоторые восточные бренды установили на свою продукцию совсем не «кризисные» цены: самым дорогим аккумулятором оказался вовсе не Bosch, а корейский Solite аж за 5000 рублей!
В итоге мы набрали два десятка АКБ. Посмотрим, как цена связана с ампер-часами и кулонами.
Закупку проводили в розничной торговой сети в апреле – мае 2016 года. Результаты исследований относятся только к данной выборке и не могут служить основанием для оценки всей продукции того или иного бренда.
И так сойдет для теста За Рулем 2016?
Общее впечатление от результатов испытаний тягостное. Основных поводов для расстройства – три. Во-первых, продавцы по-прежнему подсовывают залежалый товар, пусть с гарантиями, улыбками и печатями. Во-вторых, неприятно, что на русском морозе из двадцати новеньких батарей одиннадцать провалились. В-третьих, из двух десятков батарей за победу по-настоящему дрались только две – Tyumen Battery Premium и Varta Blue Dynamic. Их отрыв от соперников оказался серьезным. Причем, что любопытно, преимущество очевидное как с учетом цены, так и без него.
Пробегитесь по первым столбцам таблицы, где отражена резервная емкость новеньких батарей. В скобках мы даем реальный «объем» электричества, за который платит покупатель. По аналогии с заправкой: просишь залить полный бак, а заправщик плеснул только на донышко. Но есть и разница: «ошибка» АЗС ни к чему страшному не приведет, а вот разряженная батарея, как говорят профи, «прокиса¬ет». Зачастую это необратимо: она теряет емкость и утрачивает работоспособность. Мы-то были к этому готовы, поэтому перед началом испытаний, как обычно, зарядили все АКБ под завязку. И вам надо так поступать, прежде чем ставить аккумулятор на машину.
Теперь о «переплатах» за бренд. Чуда не произошло: все малоизвестные батареи дружно скопились в нижней части таблицы. Самое обидное, что цены на многие из них вовсе не копеечные. А первую половину таблицы за¬полнили знакомые имена – на них мы и советуем ориентироваться.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Резервная емкость. Показывает, долго ли про-держится автомобиль со всеми включенными энерго-потребителями (фары, стеклоочистители, система вентиляции), если у него испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.
Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.
Приведенная энергия пуска единым током при-18 и -29 °С. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Говоря попросту, чем выше энергия, тем, при прочих равных условиях, в запасе больше попыток уверенного пуска мо¬тора. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.
Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда.
На практике батарея, которая лучше других принимает заряд, будет быстрее заряжаться и при поездках. Все батареи выдержали испытание.
Примечание. Технические измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не могут служить характеристикой всей одноименной продукции в целом.
Все аккумуляторы по местам
Чтобы определить лидеров и аутсайдеров, мы ввели балльную систему оценки. В каждом виде испытаний брали лучший и худший результаты и присваивали им соответ¬ственно пять баллов (максимум) и один балл (минимум). Каждый из остальных участников получал промежуточный балл, пропорциональный своему положению между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 112 минут, а аутсайдер – 78, то участнику с результатом 87 минут достается 2,06 балла. При отказе батареи в том или ином виде испытаний она получает 0 баллов.
Суммарный балл по итогам замеров – это среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Затем мы делили его на цену аккумулятора, после чего вновь приводили к пятибалльной шкале. Таким образом, итоговая оценка – это, по сути, соотношение цены и качества.
Вне конкуренции в наших испытаниях ока-зались батареи Tyumen Battery Premium и Varta Blue Dynamic. С учетом гораздо более привлекательной цены на вершину поднялась «си-бирячка». Если бы мы не принимали во внимание цены, первой стала бы Varta. Впрочем, у «иностранки» есть еще одно парадоксальное преимущество перед российской батареей: ее легче найти в продаже. Звучит нелогично, но это так, причем не только в Москве.
Вывод? Нельзя приобретать аккумулятор, глядя только на ценник. Экономия может выйти боком. Лучше потратьте немного времени на то, чтобы ознакомиться с результатами нашей экспертизы. Удачной покупки и стабильного напряжения в бортсети!
НАШИ СОВЕТЫ
Первым делом определяемся с размерами аккумулятора. Он должен гарантированно уместиться на своем рабочем месте – в моторном отсеке или багажнике. Одновременно определяем полярность. Тут поможет старая батарея: смотрим – плюс справа или слева? Часто длина проводов не позволяет подключать батарею «не той» полярности.
При выборе марки АКБ мы настоятельно рекомендуем руководствоваться списком наших победителей последних лет. Не ведитесь на низкую цену – филантропов на рынке не бывает. Бренд определяет стоимость. Как правило, при одних и тех же габаритах серьезные фирмы предлагают аккумуляторы разной энергоемкости (к примеру, разные заявленные амперы и ампер-часы). Лучше брать по максимуму, пусть это и немного дороже.
Не стоит приобретать изделия, у которых на этикетках или в паспорте указаны единицы типа «А/ч». Это говорит о технической неграмотности их составителей и вызывает сомнения в качестве.
Купленную батарею в обязательном порядке НУЖНО зарядить. После заряда и выдержки (хранение отключенной от зарядного устройства аккумуляторной батареи) в течение 10-15 часов напряжение должно составлять 12,5-12,7 В. Если измерить сразу после заряда, то показатели могут значительно превышать реальное напряжение разомкнутой цепи.
Рейтинг аккумуляторов
Аккумулятор, конечно, не сердце автомобиля, но без него железный конь не стронется с места. Не дашь импульс – не поедешь. Аккумулятор обеспечивает работу потребителей электроэнергии при выключенном моторе, поддерживает генератор, если тот не выдерживает нагрузку, и, главное, запускает двигатель.
Конструкция устройства проста: внутреннее пространство корпуса перегорожено гальваническими пластинами и заполнено кислотой. Электролитическая реакция преобразует химическую энергию в электрическую.
Производители аккумуляторов, а их много, предлагают по несколько моделей устройств для легковых автомобилей. Сделать правильный выбор сложно. Для российских климатических условий важно, чтобы автомобиль заводился при любой температуре, а это во многом определяется качеством аккумулятора.
TYUMEN BATTERY 6CT-62L – гордость отечественного производства. Батарея, гальванические элементы которой выполнены из свинца, содержат около 2% сурьмы. Превосходная проводимость токоотводов обеспечивается благодаря специальному химическому составу. Клеммы содержат особые примеси, повышающие устойчивость металла к коррозии. Устройство имеет низкий саморазряд. Батарея безотказна при низких температурах. Корпус прочен.
Модельный ряд TYUMEN BATTERY 6CT-62L представлен аккумуляторами емкостью от 44 до 75 Ач. Аккумулятор необслуживаемый и очень тяжелый – 17 кг при емкости 62 Ач. Цена порядка 3 тыс. рублей. В данном ценовом диапазоне можно найти более качественный вариант.
BOSCH Silver Plus S5 имеет особую конструкцию пластин, содержащих серебро. Устройство спокойно переносит экстремально низкие температуры. Даже при сильном морозе не замерзает. После глубокого разряда аккумулятор полностью восстанавливает свою емкость. Батарея имеет большой срок службы. Производитель рекомендует Bosch Silver Plus S5 для езды в городском режиме.
Модель оснащена световым индикатором для определения уровня напряжения. Корпус BOSCH Silver Plus S5 усилен. Аккумуляторы данной серии имеют ёмкость от 36 до 88 Ач. Вес 15 кг для емкости 62 Ач. Стоимость батареи – от 3,7 до 4 тыс. рублей. Цена вполне соответствует качеству.
MEDALIST Premium Battery Delkor Corporation. Гальванические элементы модели не содержат сурьму, которая заменена на кальций. Форма пластинам придается холодной ковкой, что улучшает проводимость. Аккумуляторы необслуживаемые. Безопасность работы устройства обеспечивается наличием особого фильтра под крышкой. Он препятствует вытеканию электролита из аккумулятора. Корпус имеет специальные выступы, предотвращающие контакт с прочими узлами и агрегатами автомобиля.
Уровень заряда MEDALIST Premium Battery Delkor Corporation определяется световым индикатором, размещенным на крышке. Батарея имеет повышенный объем электролита и необычную геометрию прутьев свинцовых пластин. Они выполнены в форме пружины. Такая конструкция позволяет более эффективно использовать активный объем электролита. Батарея рассчитана на эксплуатацию в течение 7 лет даже в экстремальных условиях. Аккумулятор выпускается емкостью от 35 до 220 Ач. Вес немногим больше 15 кг для батареи на 62 Ач. Стоимость – от 3,3 до 3,5 тыс. рублей. Эксперты отмечают, что батарея имеет слабую резервную мощность.
VARTA BLUE Dynamic D43 Johnson Controls – отличный аккумулятор. Пластины созданы на базе серебряного сплава, что повышает токопроводимость и устойчивость к коррозии. Протекание электролита предупреждается наличием особого пористого фильтра, выполненного из стекла. Под крышкой смонтирован уловитель конденсата и газа. Рабочий объем электролита очень большой. Увеличенная площадь пластин обеспечивает значительную силу пускового тока.
Аккумуляторы разрабатывались для эксплуатации при очень низких температурах. Вес батареи – приблизительно 15 кг на 60 Ач емкости. Емкость моделей – от 36 до 100 Ач. Вес – 14,5 кг. Цена – 3,5 – 3,6 тыс. рублей. Качество аккумуляторов VARTA BLUE Dynamic D43 Johnson Controls признают мировые лидеры автомобилестроения.
Каждый автомобилист имеет свой рейтинг батарей. Профессионалы считают, что перечисленные аккумуляторы – лучшие. Лидер среди них – VARTA BLUE Dynamic D43 Johnson Controls, на втором месте – MEDALIST Premium Battery Delkor, бронза у BOSCH Silver Plus S5.
Много лет модели указанных производителей лидируют во множестве тестов, проводимых авторитетными изданиями и союзами автомобилистов. Также эксперты отмечают аккумуляторы Topla ENERGY, Mutlu как стабильно хорошие.
Topla ENERGY имеет вес 15,65 кг и цену 4 тыс. рублей. Это обычный свинцово-кислотный необслуживаемый аккумулятор из Словении. Владельцы отмечают долгий срок службы – до 5 лет – и безотказность в любых условиях. Корпус изготовлен из морозоустойчивого и ударопрочного пропилена. Аккумулятор оснащен системой фильтров-пламегасителей. Батарея быстро восстанавливает объем, обладает мощным зарядом холодного пуска.
Mutlu способен завести двигатель автомобиля при температуре -41ºС. Форму пластинам придают методом холодного перфорирования с последующей растяжкой, что существенно увеличивает срок службы устройства. Цена – 2,8 – 3 тыс. рублей.
Модели отечественного производства, такие как Курский Аккумулятор 6СТ-60N, «Подольский аккумулятор» 6СТ-62N, «АКТЕХ», стоят дешевле, но качество хуже импортных аналогов. Российские модели имеют существенные недостатки либо в виде малого веса относительно необходимого для данной мощности, либо слишком слабый выходной ток, либо малую резервную емкость. Некоторые демонстрируют все эти качества вместе.